Геннадий Федорович Хомутов – член Союза писателей России, руководитель литгруппы им. Даля. В общем, замечательный, горячо мною любимый человек. Но вот что написал о нем А.В. Старых (редактор газеты «Вечерний Оренбург», кстати, тоже человек хороший, насколько могу судить). Не сдержалась.
«По вечерам, покидая двухпалубный литературный корабль на улице Правды, вразвалочку, словно боцман после дальнего плавания, по дороге домой он пересекает улицу Пушкина»
«В его руке над городскими мостовыми плывет неизменный объемистый портфель с чужими рукописями. Бывшие питомцы областного литературного объединения, которым более сорока лет руководит Г.Ф. Хомутов, ставшие профессиональными писателями, книгоиздателями, литераторами, журналистами, - все мы вышли из его портфеля».
«Появляясь на пороге «Вечерки», он так громогласно приветствует сотрудников, что однажды даже прибежал охранник здания, испугавшись, что нас берут в заложники».
«Хомутов – воинствующий рыцарь художественного вкуса, поставленный на кромке оренбургского литературного поля, чтобы защищать его от нашествия бездарей и проходимцев». Генфед похож на Карлсона, он маленький, упитанный и лохматый.
Но вот этот дифирамб меня добил.
«Геннадий Федорович – как пушкинское древо Лукоморья: все певчие стаи слетаются на его ветви» Это уже В. Бахревский. Да. Я, конечно, многого не понимаю в искусстве, но сравнить человека с деревом?! Насколько помню, на Лукоморье рос дуб.
«Уже только имя Хомутова вызывает теплую улыбку у тех, кто его знает и любит». Да, это правда. Но у меня, после прочтения статьи, его имя стало вызывать истерику. Весь вечер хожу по квартире и ржу.
Извините, если кому-то это не покажется смешным. Просто Генфеда надо знать лично, чтобы понять смысл цитат.
Генфед
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться125-06-2007 22:47:23
Поделиться226-06-2007 00:31:09
Ну, шеф выдал! Это в каком номере?
Я их обоих очень люблю, но... действительно весело.
Поделиться326-06-2007 14:08:02
Это в книжке "За благодатным огнем", вот на днях купила. Представила, как Александр Васильич вылазит из портфеля.
Поделиться408-07-2007 01:25:51
Мда уж... Я чуть со смеху не умерла!)
Вспоминается история про то, как наш милый дедушка Гендальф заснул в сугробе напротив своего дома. Не дошёл, понимаете. "Довела-а меня тропка да-альняя до большо-ого сугро-оба..." - пел он, засыпая)
Поделиться508-07-2007 19:28:55
Да ладно? Это он что ли рассказал?
Поделиться609-07-2007 10:57:01
Итак, слушайте. Посвящено Генфеду (из цикла)
С нетерпением жду воскресенья.
Всю неделю веду отсчет.
В два часа наш дедушка Гена
Нас по косточкам разберет.
В переулок придем знакомый.
По колдобинам?
Как-нибудь!
Побежим к Пионерскому Дому,
Опоздав, как всегда, чуть-чуть.
Он встречает ехидной шуткой.
Мы садимся за длинный стол.
И уже – бесконечный, мудрый -
Разговор между нами пошел.
Расскажи нам что знаешь, мастер,
Все, что знаешь, скажи скорей!
В середине занятья:
- Здрассте!
Голова торчит из дверей.
Мы сидим.
Через стенку – пляшут.
(Сколько можно уже топотать?!)
Тук-тук!
И кто-то из наших
Идет замок отпирать.
Хомутов критикует нещадно.
Объясняет, что почему.
Мы не спорим.
Мы знаем – так надо.
В напряженную тишину
Падает каждое слово.
Хочешь учиться?
Терпи!
Кто-то прочел.
И снова
Чье-то перо скрипит.
Вы, как умелый ваятель,
Лепите нас день за днем.
Кто-то устанет.
Взмолится:
- Хватит!
Но мы никуда не уйдем.
Знаем – нелегкая Ваша стезя –
Делать поэтов из нас.
Вы – Человек с большой буквы.
Вас
Не любить преступно.
Нельзя.
Поделиться714-08-2007 21:13:17
А вот, собственно, статья.
Александр СТАРЫХ
Мы птицы с ветвей Лукоморья…
Опыт литературного тоста
По вечерам, покидая двухпалубный литературный корабль на улице Правды, вразвалочку, словно боцман после дальнего плавания, по дороге домой он пересекает улицу Пушкина. Утром, возвращаясь в Дом литераторов, он совершает обратный путь – через улицу Пушкина на улицу Правды. Этого маршрута, связывающего правду жизни с высотами творчества, он неукоснительно придерживается и в литературной работе. В его руке над городскими мостовыми плывет неизменный объемистый портфель с чужими рукописями. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - утверждал критик. Бывшие питомцы областного литературного объединения, которым более сорока лет руководит Г.Ф. Хомутов, ставшие профессиональными писателями, книгоиздателями, литераторами, журналистами, - все мы вышли из его портфеля. Когда-то и мои юношеские незрелые вирши (Боже, как это было давно!), как Иона в чреве кита, совершили в нем фантастическое путешествие на головокружительную высоту газетной страницы. Сотни авторов, живущих по всему миру, хранят такие же пожелтевшие газетные листы и сборники, изданные стараниями Геннадия Федоровича. Три дня назад ему исполнилось 65 лет. Многие с удивлением восприняли эту цифру. Она, скажем так, не очень идет к его характеру и молодой неугомонной личности. А идет ему его по-прежнему громкий голос «агитатора, горлана, главаря» и та радостная энергетика, которой он обычно наполняет пространство вокруг себя. Появляясь на пороге «Вечерки», он так громогласно приветствует сотрудников, что однажды даже прибежал охранник здания, испугавшись, что нас берут в заложники. В плену у личности Хомутова многие из тех, кто его знает, находятся давно и испытывают от этого большое удовольствие.
Коллега-журналистка придумала удачный термин – «градообразующие люди». К таковым можно отнести немногих, может быть, лишь нескольких человек, особым образом влияющих на качество и концентрацию духовной жизни в Оренбурге. Они, словно соль, дают вкус нашему бытию. Узнать их легко: они в своей области незаменимы. Их имена – Геннадий Хомутов, Геннадий Найданов, Игорь Бехтерев, Алла Федорова… - по сути, и есть название того дела, которому они служат. С уходом таких людей обычно заканчивается определенная эпоха, за которой, как правило, возникает трагическая пустота. Слава Богу, у нас пока еще есть счастливая возможность быть их современниками, друзьями и просто знакомыми. Вот только воздавать по заслугам при жизни мы, увы, пока еще плохо умеем.
Полушутя я называю его Вождем и Учителем, кто-то иронично Генфедом, многие из молодого окружения, даже вечные кандидаты в литературные подмастерья, обращаются к нему на «ты». Хомутов снисходителен к тому, как люди относятся к его персоне, почти по-детски доверяя им право самим устанавливать дистанцию. Но он яростно непримирим к любому панибратству в литературе, графоманству и неуважительному отношению к Слову. Хомутов – воинствующий рыцарь художественного вкуса, поставленный на кромке оренбургского литературного поля, чтобы защищать его от нашествия бездарей и проходимцев. Литературные враги (те, кто поумнее) знают это, уважают и побаиваются его оценки.
Но, отставив в сторону щит, Геннадий Федорович становится нежным садовником, когда растит и пестует яркие поэтические цветы на аллеях оренбургской словесности.
Однако в первую очередь он, конечно же, поэт. Не знаю, добавит ли он что-нибудь к тому, что сказано им, и что внуки его уже знают наизусть. Это не суть важно. Не толщиной страниц измеряется глубина книги. Мера сделанного в поэзии определяется не количеством написанного, а качеством оставшегося в ней.
- В искусстве прогресса нет, - говорил он мне и моим собратьям по перу в литературном объединении. И нам открывалось, почему Шекспир не выше «Слова о полку Игореве». Суть творчества не в открытии новых ценностей – они вечны, а в привнесении своего в привычную картину мира, где, кажется, уже сделаны все открытия. Держать зеркало перед природой позади своего сердца – так пафосно можно определить задачу художника. Результатом этой проекции может стать либо причудливый оптический обман модернизма, либо свет, согревающий чужие души. Все зависит от температуры таланта.
Ах, если б не эти морозы,
Летали бы в гости к цветам
Желтые медовозы
По рощам и по лугам.
Жужжали бы, не тужили
С утра и до сладких снов,
Но они не дожили
Нескольких дней до цветов.
А в поле растенья бунтуют,
И небо роняет звезду
Печальную, золотую.
И каждый цветок
По горло в меду.
На сострадании зиждется русское православие и вся великая культура, порожденная им и несущая до сих пор в себе ее черты – библейское сострадание к ближнему, пушкинская «милость к падшим», есенинская к «братьям нашим меньшим», ко всякому живому существу…
Но что было бы, если бы пчелы долетели до цветов? Не родилось бы стихотворение. погибли пчелы, но явилась поэзия. «Грусть мира поручена стихам…» В благополучном, сытом мире живут нищие духом олигархи и банкиры, в нищем и неустроенном – пророки и поэты. Истоки мироощущения поэта Геннадий Хомутова – в деревенском послевоенном детстве, где даже эхо – голодное, «наверное, злое», где мать последнюю радость сына – немецкие сапоги – вынуждена обменять на хлеб. Где в школе не хватает тетрадей, и в книгах, принесенных из дома, между строк учатся писать самодельными чернилами из свеклы, сажи и глины. Но какие уроки оптимизма и жизнелюбия получает герой стихов, какой благодарностью наполняется сердце маленького человечка за малейшую доброту большого мира!
О, спасибо вам всем! Вы смогли наскрести
На ребячьи обеды в те годы далекие,
Оставалось нам самое легкое –
Только ложки с собой принести.
Не быт, а бытие поколения являются нам в стихах Хомутова, не обида за обездоленное детство, а радость сопричастности к великой судьбе и великой культуре.
Между строчек классических и строчек печатных,
Между строчек веселых и строчек печальных,
Над которыми будем мы в юности плакать,
Над которыми будут гореть ночники,
Мы сидим и старательно пишем каракули –
Палочки и крючки.
Катерина Ивановна ходит по классу.
Катерина Ивановна наблюдает урок,
А ей помогают учить нас Некрасов,
Горький, Гоголь и Блок.
Обмакнув поэтическое перо в самодельные чернила деревенского детства, «в траншейную, слепую грязь, В огонь и дым больших пожаров, Той фронтовой родной земли», Хомутов вписал свои лучшие строчки в просветы, которые большая литература всегда оставляет между великими именами. Поэзия Хомутова самодостаточна и оригинальна. Поверхностный взгляд может признать ее простоватой, но это неверное впечатление. Закрывая сборник, чувствуешь ручеек, через который в душу течет добро.
Назвав Геннадия Федоровича садовником, вспомнил и другое определение, которое с теплотой и уважением дали ему столичные мэтры литературы, - «оренбургская Арина Родионовна». В шутку, конечно, но по сути очень точно. На изломе времени, которое для культуры «мало оборудовано» в Оренбурге только за семь лет им издано восемь детских поэтических сборников! Такого не было за всю советскую эпоху.
Всплески поэтической активности юных граждан в эти годы можно объяснить духовной реакцией общества на все, что произошло и происходит со страной, с нами, своеобразной формой протеста против агрессии, цинизма и бескультурья, привнесенных извне. Выход же этой благодатной творческой энергии на печатные страницы стал возможным благодаря Г.Ф. Хомутову. Авторы сборников – это питомцы его литературных объединений и кружков со всей области. Гигантский труд проделан им за последние годы для того, чтобы не уронить, не потерять ни одно золотое зернышко из ладоней юных поэтов и прозаиков. Центральные литературные газеты и журналы с удовольствием и восхищением предоставляли страницы юным оренбургским дарованиям. Они становились лауреатами всероссийских конкурсов. О нашем литературном феномене не раз высказывались известные российские писатели и деятели культуры.
Вот, что писала, например, в 1999 году словами Владислава Бахревского газета «Литературная Россия»:
«…Очень повезло «племени младому, незнакомому» в Оренбуржье. Здесь начинающий сочинитель знает: надо идти к Геннадию Федоровичу Хомутову. Поэт Хомутов родом крестьянский сын. Он и к поэзии подходит по-хозяйски. Чего там золотинка, ни одна хлебная крошка не пропадает под его оком. Вот уже несколько лет газета «Вечерний Оренбург» проводит два конкурса: имени С.Т. Аксакова и «Капитанская дочка». Геннадий Федорович – как пушкинское древо Лукоморья: все певчие стаи слетаются на его ветви».
А секретарь Союза писателей России Валентин Курбатов, взявшийся написать предисловие к сборнику «Оренбургская заря», высказался так:
«Думаю, заверни Александр Сергеевич к своему доброму товарищу Владимиру Ивановичу Далю в Оренбурге, с нежной его пушкинской любовью ко всякому дару, он был бы счастлив увидеть эту молодую рощу русских поэтов.
Можно сопротивляться темноте мира открытой борьбой, но куда созидательнее противиться ей умножением света и возвышением поэтического слова, сохранением чистоты и отваги, силой любви и надежды.
Дай им, Господи, не забывать родной земли и степи, укрепи их крылья и пошли высокого и светлого полета!»
Но «поэтов хвалят все, питают лишь журналы», - заметил как-то Александр Сергеевич. Увы, это даже не о нашем времени. Деньги на издание детских книг приходилось искать и просить. И далеко не все двери открывались. Большое дело сделали, подставив плечо, руководитель городского Дворца творчества детей и молодежи Надежда Гавриловна Корнева и бывший воспитанниц литобъединения, а ныне директор Калужского книжного издательства «Золотая аллея» Владислав Трефилов. Под их попечительством и родилось большинство оренбургских сборников.
Многие таланты, вылетевшие из «гнезда Хомутова» или растущие в нем, брали поэтический разбег на страницах «Вечернего Оренбурга». Литконсультантом и бессменным ведущим рубрики «Мастерская» в городской газете с первых дней ее существования, вот уже десять лет, является Геннадий Федорович.
В день рождения в его квартире на оренбургском Парнасе – горе Маяк – не смолкали телефонные звонки – местные, междугородные и международные: за 40 лет литературного наставничества накопилось столько благодарных учеников, что не хватило и дня.
Уже только имя Хомутова вызывает теплую улыбку у тех, кто его знает и любит. Герой одного его стихотворения – деревенский мальчик, которого родители посылают к соседям занять огня. У Хомутова хочется занимать человеческого огня еще и еще. Пожелаем ему и всем нам, чтобы это удовольствие длилось долгие годы.
2004 г.
Похожие темы
Обсуждаем эвтаназию | Обо всем | 13-10-2007 |
Школьное лузерство | Учеба | 05-11-2007 |
Учебные заведения | Учеба | 17-09-2007 |
Пародии Сергея Салдаева | Стихотворения | 13-07-2007 |
ночные кошмары | Обо всем | 15-08-2007 |