Экранизация романа 1987 года Лоуренса Торнтона, поставленная режиссером Кристофером Хэмптоном, больше всего известным как автор сценария «Опасных связей» и «Мэри Рейли».
У режиссера детского театра Карлоса (Антонио Бандерас) пропала жена (Эмма Томсон). На почве психической травмы у него развился дар ясновидения: теперь он рассказывает другим об исчезнувших близких. Таких других в картине великое множество, потому что дело происходит в Аргентине времен военной диктатуры, когда людей похищали и казнили без суда и следствия. Однако чудесный дар дает осечку, стоит только Карлосу подумать о собственной жене. Проблески сознания путаются в туманных символах и обрывках снов.
Один из самых провальных фильмов Антонио Бандераса и Эммы Томсон за всю их актерскую карьеру.
«Но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах».
В. Высоцкий.«Мы видим генералов… Они пьют и едят нашу смерть. Их дети сходят с ума, оттого, что им нечего больше хотеть».
Б.Г.На последнем Венецианском кинофестивале этот фильм был признан худшим фильмом, представленным на суд жюри. На взгляд автора этих строк, сей печальный факт говорит не о качестве фильма, а об определенном настрое европейских кинокритиков и кинозрителей. Европа не хочет знать, видеть, воспринимать ужасы реального мира. Реальность, однако, имеет обыкновение приходить в дома обывателей без стука. Как известно, пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон» имеет малоизвестное продолжение: «А кто забудет - тому два».
Кинокартина «Мечтая об Аргентине», относится к разряду тех фильмов, про которые невозможно сказать, что они нравятся. Факты, изображенные на экране, настолько чудовищны, и изображены они настолько достоверно, что кровь стынет в жилах на протяжении всего просмотра. В годы правления военной диктатуры в Аргентине с 1976 по 1983 год в стране без вести исчезло тридцать тысяч (30.000) человек. Людей хватали на улицах. Их содержали на закрытых военных объектах. Заключенных зверски пытали, расстреливали, насиловали, сбрасывали с вертолетов… Все это продолжалось на протяжении семи лет.
Этот фильм вызывает шок. От него хочется спрятаться, убежать, укрыться. Видеть некоторые кадры, происходящие на экране, непереносимо. Однако стоит заставлять себя, пересиливая естественный ужас, не отводить взгляд от экрана. Мы это смотрим. Они этим жили.
Любая диктатура не терпит инакомыслия. Она может начинаться мягко. Ее вожди уверяют, что только при этом жестком правлении может начать восстанавливаться экономика, разрушенная демократией. Однако логика политической борьбы живет по своим законам, не совместимым с человеческой моралью. Вскоре любой, кто произнесет слова, не соответствующие официальной доктрине, должен быть изолирован, заточен, репрессирован во имя великой идеи экономического процветания.
Журналистка (Эмма Томпсон) пишет в газетах разоблачительные статьи об исчезновениях людей. Ее муж, драматург (Антонио Бандерас), просит жену прекратить это опасное занятие. Боевики «Эскадронов смерти» похищают женщину. Вскоре и их дочь оказывается в секретных казематах диктатуры. Под влиянием страшных событий у драматурга появится опасный дар. Он сможет предсказывать родственникам репрессированных судьбы похищенных людей. Кто-то получит надежду, кто-то навсегда лишится ее. Похищения, казни и пытки будут продолжаться, однако герой фильма будет помогать отчаявшимся людям продолжать поиски жены и дочери и оказывать сопротивление диктатуре, приближая, насколько это возможно, ее бесславный конец.
«Мечтая об Аргентине», несмотря на всю жестокость изображенных в нем событий, является невероятно оптимистичным фильмом. Режиссер Кристофер Кэмптон («Тихий Американец») убедительно доказывает, что при противостоянии с государственной машиной угнетения человек может остаться личностью, бороться за свое счастье и победить. Оптимистичный финал фильма, в отличие от сусальных рождественских сказок, создаваемых голливудским кинематографом, вызывает абсолютное доверие к рассказанной истории. В финале этой картины звучат фразы, над которыми стоит задуматься всем. «Диктаторы ушли. До следующего раза». Никто не знает, где произойдет этот следующий раз. В Америке? В Европе? В России?
Игорь Михайлов (с)
Мечтая об Аргентине
Аргентина, конец 70-х. У власти находятся генералы, неблагонадежные граждане ежедневно исчезают без следа. Драматург из детского театра Карлос (Бандерас) лишается сперва жены (Томпсон), а потом и дочери, зато обретает дар ясновидения. Исчерпав веру в правосудие и в методы гражданского неповиновения, Карлос решает искать пропавших родственников с помощью мистических озарений.
В Венеции в этом году не только пятнадцать минут хлопали известно чему, но и десять минут свистели - на финальных титрах «Аргентины». Дорога в ад Кристофера Хэмптона, маститого европейского драматурга, обладателя «Оскара» за сценарий «Опасных связей» и едва ли не сэра, вымощена добрым намерением рассказать миру правду о правовом беспределе латиноамериканских хунт. Когда кино снимают, чтобы рассказать о чем-то правду, - уже подозрительно, но Хэмптон к тому же сделал это на удивление безвкусно. Какие-то трансцендентальные совы, эффектные заплывы в живописный океан, все это ясновидение в духе мистических b-movies - мелодраматический китч, с трудом сопрягающийся с суровой эстетикой политического фильма. Главный классик этого направления Коста-Гаврас скорее вступил бы в Национальный фронт, чем допустил у себя в картине, скажем, эпизод с бородатым Бандерасом, который со слезой перебирает струны гитары. В »Смерти и деве» Поланского, пьесе, разыгранной на троих в одной комнате, пресловутой правды больше в сотню раз, не говоря уж о саспенсе, — при том, что там нет сцен изнасилования диссиденток пьяной солдатней, расстрелов бледных отроковиц на ночных дорогах и прочих дешевых и довольно бесстыдных спецэффектов. Человек, который берется экранизировать трагедию целого народа, должен быть очень уверен в себе. Но пытки в жанре магического реализма - это почти как комедия о холокосте, тут уже, очевидно, мания величия.
Станислав Зельвенский (с)