Андрей Родионов - поэт, стремительно набравший популярность в середине 2000-х. Его стихотворения, проникнутые желчной иронией, с брутальными подробностями описывают жизнь окраин и предместий современного мегаполиса, населенных полууголовной молодежью, алкоголиками и проститутками. Однако "лирический герой" Родионова - не романтический бунтарь, а социальный аналитик. Для автора важнее всего объяснение абсурдного поведения героев и полемика с традицией литературного урбанизма. Стихотворения Родионова, "выламывающиеся" из всех эстетических норм, словно бы непрерывно оспаривают собственное право принадлежать к литературе и границы литературы в привычном ее понимании. В 2005 году книга Родионова "Пельмени устрицы" вошла в шорт-лист Премии Андрея Белого. Лауреат молодежной премии "Триумф".
Читать некоторые стихи:
http://www.guelman.ru/slava/slam/slam4win.htm
НЛО решило открыть читателям Андрея Родионова
Андрей Родионов "Игрушки для окраин". - М.: НЛО, 2007. - 160 стр.
Русская поэзия переживает бум. Книг издается несчетное количество, проводятся фестивали, регулярные чтения и вечера, появилось изрядное число хороших поэтов, в том числе совсем молодых. Однако боюсь, что средняя читающая публика вовсе не знает имен современных поэтов, кроме Евтушенко и Вознесенского. Для таких известие об Андрее Родионове - хорошая новость, которая, впрочем, может обрадовать не всех. Начать с того, что поэт смог выделиться из толпы других поэтов, войти в шорт-лист премии Андрея Белого, стать лауреатом молодежного "Триумфа", побеждать в скоротечных поэтических баталиях и конкурсах. А привлечь внимание иначе как экстремистским поэтическим высказыванием сегодня вряд ли возможно. Именно так и поступил Андрей Родионов.
У него есть бирка: поэт рабочих окраин. В биографии любят писать, что детство и юность Андрей Родионов (род. в 1971 году) провел в Мытищах, что наложило отпечаток на его творчество: электрички, дешевый алкоголь, наркотики, женщины, борьба с инопланетянами и разоблачение буржуазного образа жизни и мышления. И вообще он мастер параноидального высказывания. А поставить с ним рядом можно разве что Всеволода Емелина, из-за стихов которого едва не арестовали на Урале книжный магазин. За век после раннего Маяковского и футуристов мы подзабыли, что поэт сродни хулигану, эпатирующему приличную публику, ведь та не бывает во дворах: "Иногда здесь может быть площадка для игр / Или два крокодила, у которых в зубах перекладина для качелей. / Я не видал, как размножается крокодил, / Но у него все пририсовано для этих целей".
Единица стиха у Родионова не строфа, не строка, а все стихотворение, как в классической балладе, исполняемой инвалидами в пригородной электричке. Не случайно он чемпион поэтических кафе. Его поэзия учла уроки рэпа, идя навстречу читателю, слушателю. "Это стихотворение? Нет, не стихотворение. / Стихотворение должно быть гармоничным или антигармоничным. / Это песня? Да, наверное. / Песня должна быть простой и неприличной".
Символично, что именно стихи Андрея Родионова стали пятисотой книгой солидного издательства "Новое литературное обозрение". В подарок - CD, на котором он читает написанное под музыку группы "Елочные игрушки". Так что у него все еще впереди. http://www.mn.ru/print/issue/2007-35-50
"Андрея Родионова жалко читать. Его надо слушать. Не в том смысле, что на бумаге стихи проигрывают, а в том, что когда Родионов их читает, они выигрывают",- писал о Родионове Максим Белозор. Я с ним согласна.
В принципе, я эстетка. Люблю классическую поэзию; мои кумиры – Борис Пастернак и Иосиф Бродский; а недавно я открыла для себя молодых калининградских поэтов Игоря Белова и Сергея Михайлова. И вот Андрей Родионов, поэт из Москвы. В дни Книжного фестиваля он читал свои стихи в маленьком сводчатом зале «Фридландских ворот». Я не люблю мата. Я не признаю арго в поэзии. Но ему я простила грубый язык улицы, потому что об этой улице он и пишет: от имени людей, которые на этом языке говорят и терзаются оттого, что их никто не слышит. Тут, как говорится, «из песни слова не выкинешь». Его «маленький человек» отчаялся кричать, а Родионов - их поэтический ходатай. Его стихи не «про лютики-цветочки», а про человека, который живет рядом, а мы его не замечаем, в то время как кровью обливается его душа.
Докричаться! Достучаться! Разбудить заскорузлые сердца!
В стихах Андрея Родионова я не услышала прямого обращения к сильным мира сего, вроде «Тираны мира, трепещите!». Но приговор равнодушным – в каждой строчке. Сюжеты его стихов – это «маленькие повести» о «маленьком человеке», потерявшемся в городе заборов и тупиков, в городе, где «вся надежда на стройку» - не на человека. Эти московские люди на улице родились, на улице выросли, на улицу выброшены жестокой рукой. Чьей, кого? Ну, хотя бы тех, кто расселяет из старых московских домов последних «аборигенов», выкидывая их на обочину жизни. У поэта столько нежности к этим старикам!
Родионов пишет потому, что у него душа болит за всех. И это свойство истинного поэта.
Я подумала, что так, как он, наверное, читал стихи Владимир Маяковский, сжимая кулаки, грозя обидчикам угнетенных и обиженных. Читая стихи, Андрей Родионов отбивает такт ногой, и чаще всего этот ритм напоминает мне стук колес московской электрички, может быть, той самой, в которой едет герой или сам автор книги века ушедшего «Москва-Петушки». В стихах Андрея глухо и истово пьют, как будто в этом и есть смысл всей жизни – залить до краев, до клеточки «какой-нибудь «Чебурашкой» страждущий организм.
Родионов ироничен, он не разменивается на сантименты, и даже, когда говорит о любви, то пишет: «мы нежности этой московской солдаты». В этой метафоре и чистота, и глубина почти ставшего «пережитком прошлого» чувства.
Вечер во «Фридландских воротах» начинался с поэтического клипа на стихи поэта. На экране в космонавтских шлемах – и Пушкин, и Лермонтов, и Цветаева… Они парят в голубых просторах, а за кадром голос: «Вся власть поэтам!». Это – видеопоэзия. Андрей Родионов показал нам, что стих существует не только в плоскости листа, а в пространстве культуры. Участник поэтической группы «Осумбез», один из самых популярных российских поэтов последнего времени, автор трех поэтических сборников (самый известный – «Пельмени устрицы») Андрей Родионов убедил меня, что и сейчас, сегодня - «Вся власть – поэтам!».Раиса МИНАКОВА
Книги поэта:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/14 … pe=308#308