«Альфа дог»
Alpha Dog
Подальше от греха
Не надо спрашивать ни нас, ни кого-либо еще, о чем фильм «Альфа-дог». Не потому что этим вы поставите гипотетического кого-нибудь в тупик, просто ответы все равно не принесут желаемого результата.
Спросить о сути фильма — все равно что сморозить шутку из серии «Почему курица не переходит дорогу?» Может быть, она уже на другой стороне, а в нашем случае, возможно, никакой курицы не было и в помине.
А вот в разборе полетов на тему «Чем фильм точно не является» добиться кое-каких результатов все-таки можно. Так что идем от обратного.
Сперва избежим первой подножки режиссера Ника Кассаветиса, которую он любезно ставит вместе с сюжетом. Обстоятельства и действие истории несомненно сломят интеллектуальное большинство — раз про наркоторговлю, следовательно от нас хотят повторения и так уж давно заученного правила: наркотики — это очень-очень-очень не здорово и грустно. Однако если бы режиссер хотел отвадить зрителя от дури, то всенепременно показал бы, к каким замечательным последствиям приводит её употребление. Ничего подобного — в «Альфа доге» курят и не краснеют. Никто из персонажей не воображает себя птицей и не сигает вниз головой с небоскреба.
Значит, не про наркотики. Про современную молодежь? Лишь частично, постольку поскольку тинейджеры — главные фигуры. Но, опять-таки, ничего шокирующего или нового не покажут — и не надейтесь. Детки под присмотром родителей, которые перестают по-настоящему контролировать своих горячо любимых чад с того момента, когда они самостоятельно выползают из манежа, играют во взрослые игры, не задумываясь о последствиях своих поступков.
Скорее уж режиссер со своего места намекает, что человеческая сущность идет больше от души, чем от окружения — уж если она чиста, то и грязь к ней особенно не липнет. И наоборот — внутренняя слабость не влечет за собой ничего хорошего, даже если молодой хулиган на минутку отвлекся, чтобы совершить добрый поступок.
Выдающаяся особенность фильма, которая так же сильно отличает «Альфа дога» от товарок — пресловутая жизненность. Персонажей сложно воспринимать как актеров, играющих роль, уж больно их поступки человечны, то есть порой понятны и хорошо просчитываются, а иногда — полностью непредсказуемы. Что, конечно, породит свою порцию людей, возмущенных поступками героев − в первую очередь, пацана-жертву. Дескать, если он знал таэквондо, то почему всех не раскидал и почему не оказал сопротивления, когда его вели на убой? На эти и многие другие вопросы можно запросто ответить, если принять на веру, что жизнь чаще всего развивается противоположно здравому смыслу и логически очевидным вещам.
Наверное, вы успели сообразить, что «Альфа-дог» бесконечно далек от среднестатистического фильма и его ценности чрезвычайно специфичны, чтобы прийтись по вкусу хотя бы каждому второму. Так надо ли заказывать билеты? Надо, если вы не хотите упустить шанса увидеть, что Джастин Тимберлейк — вовсе не пятое колесо фильма, а вовсе даже одно из ведущих. Надо, чтобы поймать момент выхода Шэрон Стоун из лицедейской комы — актриса буквально на глазах вспоминает, как следует играть человеку, однажды вышедшему на сцену для окропления слезками именного «Оскара».
На самом деле — причины не из последних.
Вот уж точно кому следует поберечься, так это слабонервным мамочкам с бурным воображением. Такая посмотрит кино и запрет ребенка от греха подальше, пока тому не стукнет тридцатник.
Юрий Лущинский 18 января 2007