Я помню время, когда под влиянием от раннего творчества Radiohead считал их лучшей британской командой 90-х. Теперь я знаю, что это не так. Лучшая британская команда, пусть не всех времен, но хотя бы времен нео-прогрессива - это Porcupine Tree.
:Но сколько бы я не сравнивал Porcupine Tree c Radiohead, скажу вам одно - последние в плане музыки и воздействия на слушателя просто сосут.
Сосут те, которых небезызвестный Боно из U2 называл Пинк Флойдом 90-х. Сосут те, которых все тот же Боно считает одной из самых влиятельных групп в истории рок-музыки (и это скорее всего, так и есть). Ребята, великие Radiohead сосут в сравнении с малоизвестными Porcupine Tree.
Аминь.
(с)
MUSIC FOR THE HEAD
На что годится дикобраз? - вопрошает нас старая английская поговорка. О, на многое. Из всех групп, о которых вы никогда ничего не слышали, Porcupine Tree является самой выдающейся.
Это мнение неизвестного мне фаната из Сети - похвально, но не совсем верно. Да, этот коллектив полностью неизвестен в массах. Да, конечно, о нем мало что слышно в нашей стране. Эту группу-невидимку никто не пиарит, она не пиарит себя, совершенно спокойно обходится без пафоса и антуража: ребята из Porcupine Tree 'не учат жить, не строят героические морды, не скачут в кожаных штанах с гитарой между ног', не любят фотографироваться - у них, о ужас, нет даже своего логотипа. (!) Эта группа никогда не гремела на мировых музыкальных каналах, не звучала в радиоэфире, не отметилась ни в одном из более/менее мейнстримовых хит-парадов: однако собрать международный стадион для нее не составит труда.
Это - исполнитель, известный единицам, но способный пленить сотни тысяч. Его уникальность охотно признают и мастера мирового масштаба - в число ценителей Porcupine Tree, кроме меня и тебя, входят Дэвид Гилмор из Pink Floyd и Джон Петруччи из Dream Theater, не говоря уже о музыкантах Meshuggah и Opeth.
История расставит по заслуженным местам и помпезных однодневок, и деликатных гениев. Скромное обаяние Porcupine Tree делает их самой аристократичной группой прога.
Впрочем, к прогу их относить как-то... :/ Если те же Dream Theater - перворазрядный прог-металл в чистом виде, то назвать Porcupine Tree прогрессивным роком - больно уж скудно. Это - и жесткая электронная психоделия, и джаз-рок, и классический арт, и эмбиент, и много чего неописуемого.
Влияния и ориентиры? Ну, если хотите, King Crimson, Genesis и, как отмечают поголовно все - Pink Floyd (хотя бесконечное сравнение с любимой группой Уилсона давно уже бесит, учтите ), немного Machine Mole и Gong, чуть-чуть Black Sabbath и Led Zeppelin, еще капельку Can и Electric Prunes: Как итог - музыка странная и изысканная, многогранная и рассеянная. Удивительная музыка, которая успокоит, отстранит и возвысит.
Для малахольной поделки от авангарда - слишком сильная и глубокая, для высокопарной курсовой работы от прога - слишком неровная, живая и искренняя. Уилсона вообще не заподозришь в чрезмерной академичности, хотя бы потому что... Стоп, Стивена Уилсона я вам еще не представила. Таковы среднестатистические имя-фамилия замечательно одаренного британского композитора и мультиинструменталиста, которым по большому счету и являются Porcupine Tree.
ST.WILSON
: Она ощутила цвет его глаз изнутри; она смаковала его пристрастия в еде и голод по вымыслам, она открыла для себя темное небо, в которое он смотрел маленьким мальчиком и видел там звезды, и удивлялся их огромности и бесконечности:воспоминание, которое он сам давно потерял.
(с) Neil Gaiman.
Every man is a Star, сказал Алистер Кроули, не нуждающийся в представлении соотечественник Стивена Уилсона. Every man is a Smart Kid, мог бы сказать сам Уилсон. Не случайно на редких концертах Porcupine Tree некоторые фанаты стоят с плакатами 'STEVE, MAKE US CHILDREN'. Творчество Уилсона - как музыка, так и самобытная поэзия - действительно способно вокресить Ребенка, заживо погребенного в каждой гробнице из взрослой плоти, вернуть тебя: нет, не в то слащавое стереотипное детство, где бабочки, сачки, мороженое и дергание за косички - а в фантастический мир, удивительно чистый и умопомрачительно жуткий; в сны, в знания, в первозданность: в общем, на тот путь, что ты утратил по мере обрастания заскорузлой кожей мнимой зрелости. Его музыка зачастую действует убаюкивающе: но поверь мне - засыпая в фиктивном мире, мы просыпаемся в настоящем.
И это хорошо знает меланхоличный английский юноша - длинные волосы, тонкие руки, отрешенный взгляд, кроткий пришептывающий голос, с мягким, чисто британским произношением. Юноша, который таковым и остается, таковым и выглядит - сколько бы лет ему в этом году не исполнилось. А исполнилось тридцать девять (родился в Лондоне, 3 ноября 1967 г.)...
Так о чем я? А... Так вот, Уилсона не заподозришь в чрезмерной академичности - хотя бы потому, что музыкальную школу, где учился по классу фортепиано, он ненавидел. Художественный колледж бросил. Перспективы превращения творчества в профессию, а искусство в ремесло, на примере усердных однокурсников, вгоняли его в ужас и тоску.
Тем не менее, к двадцати годам лондонский самоучка, с малолетства вскормленный молоком Донны Саммер и гением Pink Floyd, с юности овладевший струнными и клавишными инструментами, создал электронный инди-проект No-Man (он успешно, плодотворно и анонимно существует по сей день). Примерно в то же время Уилсон нашел где-то старинные записи странной группы с не менее странным названием. В переводе оно означает 'дикобразье дерево'.
Porcupine Tree играли интересный психоделический арт где-то в конце 60-х. И, наверное, дружили с Pink Floyd. Правда, в отличие от великих друзей и учителей, Porcupine Tree на данный момент - к концу 80-х - никто не знал и не помнил. Но всем, кто сомневался в существовании этой группы вообще, Уилсон был готов предъявить один из их альбомов. Назывался он Tarquin's Seaweed Farm и представлял собой аудиокассету с буклетом, с приложенной к нему историей давно распавшейся группы и десятком поистине завораживающих композиций: А вот где сам Уилсон откопал такой раритет - никто уже не интересовался. Все интересовались, не завалялось ли еще альбомов.
Очень скоро Уилсон cмог поделиться еще одной кассетой мифического проекта Porcupine Tree - демкой The Nostalgia Factory. До последнего момента никто не знал, что никакой группы действительно не было - ее придумал сам Уилсон, вручную нарисовавший буклеты и в одиночку записавший всю музыку. Энергичный интерес, возникший в узких кругах истинных ценителей английского рока, прижал мистификатора к стенке; пришлось сознаться - тем более, что 'раритетами' активно заинтересовались представители только что основанного независимого лейбла Delerium. И уже в 1991 году Стивен Уилсон, заключивший контракт с данной фирмой, официально выпускает дебютный альбом one-man команды Porcupine Tree, базированный на материале упомянутых демок - On The Sunday Of Life.
В одной из музыковедческих заметок Стивен Уилсон был назван флегматиком и романтиком, которому удается 'сохранять при бешеном и жестком ритме жизни свой светлый внутренний мир. И пускать туда других посредством своей музыки'. Но, думаю, попасть в Зазеркалье не так просто. Да и не светлое оно. Не всегда.
Стоит, скажем, обратиться к сайд-проекту Уилсона Bass Communion (например, под их совместные с Vidna Obmana дарк-эмбиентовые работы вам будет страшно сидеть спиной к двери ) или к текстам Porcupine Tree, чтобы понять, как неоднозначен, тревожен и мрачен 'светлый внутренний мир' Уилсона. Порой - усталый, безысходный и дурацкий, как ночной Луна-парк. Порой насильственно свежий - словно цветок, в чьи нежные зеленые жилки впрыснули новокаина.
(Лирику Porcupine Tree, если кто-то заинтересуется, могу выложить. Кстати, совершенно правильно заметил один мой хороший друг - многие их тексты сделали бы честь и готическим исполнителям, и дэт-группам, и даже арткорщикам - не говоря уже о рядовых работниках психоделического цеха. )
: После записи дебютника Уилсона ожидала работа над кислотным альбомом в стиле трип-репорта Voyage 34 и выпуск не менее глючного Up The Downstairs, на котором в качестве гостей появляются: басист Колин Эдвин и знатный пианист Ричард Барбьери, пришедший не откуда-нибудь, а из Japan. В 1993 году на помощь этому студийному содружеству приходит ударник Крис Мэйтланд. Как раз к этому времени 'подпольная' очарованность европейских меломанов музыкой Porcupine Tree достигла той степени, когда возникает необходимость в официальном стабильном составе - для проведения концертов. И это уже другая история.
DOSSIER
Итак, только к 1993 году группа собирается в полном составе, который на сегодняшний день выглядит так:
Stewen Wilson - вокал, гитара, флейта, сэмплы, клавишные, программинг, сведение и т.д. Other рrojects: No-Man, Bass Communion, Blackfield, I.E.M.
Richard Barbieri - клавишные.Other рrojects: Japan, solo albums.
Colin Edwin - бас-гитара. Other рrojects: Ex-Wise Heads.
Gavin Harrison - ударные. Other рrojects: Sanity And Gravity. Написал также пару книг и выпустил на DVD свой курс для ударников. Харрисон не так давно сменил 'классического' драммера и бэк-вокалиста Porcupine Tree - Криса Мэйтланда который после ухода из группы засветился в массе сайд-проектов, в частности, KINO
DISCOGRAPHY
Фанат я, и коза моя дура. Попробую сделать краткий обзор всех альбомов группы. Давай только без тухлых помидоров - фанатам редко удаются беспристрастные и конструктивные рецензии. Но оценки объективны. Из десяти записанных альбомов имеем - три диска 'из ряда вон' (* * * * *), три - 'не очень' для уровня группы (* * *), все остальные, соответственно, 'на уровне' (* * * *).
On the Sunday of Life * * * *
1991
1.Music for the Head
2.Jupiter Island
3.Third Eye Surfer
4.On the Sunday of Life
5.The Nostalgia Factory
6.Space Transmission
7.Message from a Self Destructing Turnip
8.Radioactive Toy
9.Nine Cats
10.Hymn
11.Footprints
12.Linton Samuel Dawson
13.And the Swallows Dance Above the Sun
14.Queen Quotes Crowley
15.No Luck With Rabbits
16.Begonia Seduction Scene
17.This Long Silence
18. It Will Rain for a Million Years
Собственно, с этого диковатого, инопланетного, Кэрроловского диска началось воплощение мифа. Альбом, названный критиками 'сбывшимися снами Сида Баррета' и 'путешествием по потусторонним ландшафтам подсознания' был записан Уилсоном в одиночку. В виниле вышел после заключения автором контракта с независимым музыкальным лейблом Delerium. Работа сразу же получила должную оценку в узких эстетских кругах: тираж в тысячу дисков разошелся почти мгновенно, и альбом пришлось допечатывать. Кстати, композиция Linton Samuel Dawson была включена в сборник A Psychedelic Psauna. Но согласитесь - здесь и без этой зачетной песенки есть что послушать. Дебютный альбом группы включил в себя едва ли не лучшие ee творения: таковы Footprints, Nine Cats, It Will Rain For A Million Years... и прежде всего - бессмертная Radioactive Toy.
________________
Voyage 34 * * *
1992
1. 1 I
2. II
3. III
4. IV
Стивен Уилсон _никогда_ не употреблял наркотических средств, считая сновидения более совершенными вдохновителями, чем стимуляторы. Тем не менее, 30-минутный сингл представляет собой очень мощный трип в стиле непосредственно трипа -60-я кислотность сдобрена тягучими гитарами, элементами эмбиент-транса и практически ЛСД-шными примочками. С точки зрения глюколова диск ВЕСЬМА удался, что с музыкальной точки зрения можно и оспорить - не в последнюю очередь оттого, что кое-где на нем встречается просто безбожный закос под Pink, вы угадали, Floyd: И все же Voyage считается одним из лучших психоделических альбомов в истории музыки - он полтора месяца продержался в инди-чартах NME и заставил сравнивать Porcupine Tree c такими монстрами как The Orb и Future Sound Of London.
___________________
Up The Downstair * * * *
1993
1.What Are You Listening To...
2. Synesthesia
3. Monuments Burn Into Moments
4. Always Never
5. Up The Downstair
6. Not Beautiful Anymore
7. Siren
8. Small Fish
9. Burning Sky
10. Fadeaway
Диск можно назвать продолжением предыдущего альбома - здесь тот же инди-рок, смешанный с эмбиентом и трансом - тем не менее, на предыдущую работу он не похож. Кстати. Вообще ни один альбом Porcupine Tree не повторяет другой, но любой, выбранный наугад, вызовет как минимум интерес. На этом - материал уже постепенно становится песенным, появляются клавишник Барбьери и басист Эдвин - правда, пока в качестве гостей. Пластинка увлекательная, содержит несколько особенно значимых для меня композиций - таковы, например, Fadeaway и Sinesthesia.
______________-
The Sky Moves Sideways * * * * *
1995
1.The Sky Moves Sideways Phase 1 (18:37)
2.Dislocated Day (5:24)
3.The Moon Touches Your Shoulder (5:40)
4.Prepare Yourself (1:58)
5.Moonloop (17:04)
6.The Sky Moves Sideways - Phase Two
А вот это уже первый диск, записанный при полноценном составе. И какая вещь, скажу я тебе! Многоликая арт-опера, сотканная из луны и тумана; саундрек для прогулок по каменистым берегам предгрозового моря. Альбом сомнамбулический, но не квелый; хрупкий, но не сопливый - чего стоит только вскипающий электронно-штормовой финал заглавной композиции или тяжеловесный Dislocated Day...
У меня нет слов. Грозовой перевал, да и только.
_______________
Signify * * * *
1996
1.Bornlivedie
2. Signify
3. Sleep Of No Dreaming
4. Pagan
5. Waiting Phase One
6. Waiting Phase Two
7. Sever
8. Idiot Prayer
9. Every Home Is Wired
10. Intermediate Jesus
11. "Light Mass Prayers"
12. Darkmatter
Считается самым драматичным альбомом Porcupine Tree. Непредсказуемая пластинка, звучит мощно и контрастно: ломаный ритм, нелинейные импровизации, тяжкая гитара, взрывающаяся на фоне призрачных клавиш, деструктивная лирика... До сих пор не могу "расслушать" этот альбом. Он явно непрост и заслуживает куда более развернутого анонса.
_______________
Comа Divine * * * *
1997
Disc A
1.Bornlivedieintro (1:25)
2.Signify (5:29)
3.Waiting Phase One (4:26)
4.Waiting Phase Two (5:23)
5.The Sky Moves Sideways (12:40)
6.Dislocated Day (6:35)
7.The Sleep of No Dreaming (5:19)
8.Moonloop (11:50)
Disc B
1.Up the Downstair (7:40)
2.The Moon Touches Your Shoulder (5:05)
3.Always Never (5:41)
4.Is. . . Not (6:09)
5.Radioactive Toy (15:26)
6.Not Beautiful Anymore (9:43)
К окончательному концу 20-го века Porcupine Tree изъездили почти всю Европу и даже побывали в США (в 2000-м они разогревали Dream Theater). В Риме ребята выступали перед пятитысячной аудиторией. На основе тамошнего концерта 1997 года и фрагментов более поздних римских выступлений, был записан Coma Divine.
На концертах группа ведет себя спокойно и естественно, совсем как в своей домашней студии. Это позволяет им создать для слушателей атмосферу интимную, и в то же время странно дисциплинирующую - будто бы сидишь в гостях, вернее, где-нибудь в уголке на записи нового альбома и не стараешься мешать... На концертах Porcupine Tree мало кривляются и много импровизируют. "Они не играют музыку, музыка сама проходит сквозь них невероятными звуковыми фейерверками", - пишет критик, побывавший на их выступлении.
Ну что к этому добавить... Хороши Radioactive Toy и Sleep Of No Dreaming? Теперь зацени их концертные версии.
________________
Metanoia
1998
SIDE A
1.Mesmer I (8:33)
2.Mesmer II (6:07)
SIDE B
1.Mesmer III / Coma Divine (13:18)
SIDE C
1.Metanoia I / Intermediate Jesus (14:14)
SIDE D
1.Metanoia II (10:56)
2.Milan (2:30)
С этим диском я не знакома. Известно лишь, что он представляет собой собрание опять-таки вещей электронных.
___________________
Stupid Dream * * * * *
1999
1.Even Less
2. Piano Lessons
3. Stupid Dream
4. Pure Narcotic
5. Slave Called Shiver
6. Don't Hate Me
7. This Is No Rehearsal
8. Baby Dream In Cellophane
9. Stranger By The Minute
10. A Smart Kid
11. Tinto Brass
12. Stop Swimming
Знаю, что не все слушатели с первого раза распробовали этот альбом - вроде как прилизанный, лощеный и занудный, типа отличника из Беркли. Но для меня это пластинка в стиле 'включишь и не выключишь': душа - трек за треком - просит еще. Ты толкаешь дверь и попадаешь на утренний сельский луг с хорошо обозначенными инопланетянскими кругами; а потом - в полуденный двор родной школы, закрывшейся на летние каникулы; а оттуда - в безлюдную ночную подземку зимнего Лондона. Короче, слушаешь и все больше вдохновляешься: а что же дальше, а дальше-то что?... А дальше - и отрешенно-экзальтированная Slave Called Shiver, и снежно-джазовая Don't Hate Me, и суицидальная колыбельная Stop Swimming, и, наконец, мой любимый трек (на любимом альбоме) - A Smart Kid Немногое в жизни тронуло меня больше, чем эта странная баллада, не совсем понятно о чем повествующая (как и всегда, впрочем). Может, она и в самом деле о ребенке, оставшемся на темной и обезлюдевшей планете, замерзающем среди постъядерных руин, обреченном вечно ждать Корабля с Иной Звезды...
______________________
Lightbulb Sun * * * *
2000
1.Lightbulb Sun
2. How Is Your Life Today?
3. Four Chords That Made A Million
4. Shesmovedon
5. Last Chance To Evacuate Planet Earth Before It Is Recycled
6. The Rest Will Flow
7. Hatesong
8. Where We Would Be
9. Russia On Ice
10. Feel So Low
Во-первых, еще более английский альбом, английский просто до мозга костей (а в случае с How Is Your Life Today - даже викторианский). Во-вторых, представь, что ты слег от тяжелой болезни, и в связи с ней на много недель остался дома. Даже в школу не пошел. Даже забыл, что тебя уже лет десять там не ждут... Все это пройдет, конечно. Да уже завтра будет лучше.
А пока - хоронишь себя в постели, пялишься с балкона в глухую стену противоположного дома, пьешь дрянь, слушаешь дождь, клянчишь по ломтику небо у осенней форточки. Твоя болезнь называется одиночеством. Ключевые треки - Shesmovedon, How Is Your Life Today, Hatesong, Russia On Ice (две последних композиции признаны боевиками). Диск рекомендуется всем страдающим от вышеупомянутой болезни. Да и вообще всем.
_________________
Recordings
2001
1.Buying New Soul
2. Access Denied
3. Cure For Optimism
4. Untitled
5. Disappear
6. Ambulance Chasing
7. In Formaldehyde
8. Even Less
9. Oceans Have No Memory
Не слышала.
________________
In Absentia * * * * *
2002
1.Blackest Eyes
2. Trains
3. Lips Of Ashes
4. The Sound Of Muzak
5. Gravity Eyelids
6. Wedding Nails
7. Prodigal
8. .3
9. The Creator Has A Mastertape
10. Heartattack In A Lay By
11. Strip The Soul
12. Collapse The Light Into Earth
Вершина творчества Porcupine Tree. Именно отсюда всем непосвященным стоило бы начинать знакомство с группой. Даже новичку в данном направлении не будет скучно. Пластинка великолепна, с какой жанровой колокольни ее ни рассматривай. Музыкантам удалось нарастить мастерство, сохранив непосредственность; подгрузить мистикой, философией и психологией, придав всему этому дивную форму и максимальную легкость восприятия. Главное достоинство диска: он безупречен. Единственный недостаток: он безупречен. Слишком уж удобоварим и аккуратен; конструктивностью здесь отличается даже депрессия.
Впрочем, все прощается. За диском чувствуется мощная вдохновенность: но не снами и желанием экспериментов. Уилсон был определенно влюблен, когда писал и аранжировал эти вещи
In Absentia представляет собой самую настоящую историю любви, выраженную в неординарной музыке. Песни вроде бы и не о том , и вообще непонятно о чем , но о чем бы ни были, они словно олицетворяют все побочные эффекты любви - пробудившийся вкус к жизни ('беззаботная' поп-роковая Blackest Eyes), 'светлую печаль' (Trains), очарованность (Lips Of Ashes, 3), постель (гипнотическая трип-хоповая Gravity Eyelids, жесткая гитарная пьеса Wedding Nails и напряженная Strip The Soul), расставание/откровение (печальная Heartattack In A lay By, холодно-лучезарная Collapse The Light Into Earth). В общем, слушаешь лежа и до конца. Отсутствие всякого присутствия. I'm dying of love:it's okay:
________________
Stars Die - The Delerium Years 1991-1997 * * *
2002
CD one:
1. Radioactive Toy
2. Nine Cats
3. And The Swallows Dance Above The Sun
4. Nostalgia Factory
5. Voyage 34 - Phase One
6. Synesthesia - Extended Version
7. Phantoms
8. Up The Downtair
9. Fadeaway
10. Rainy Taxi
CD two:
11. Stars Die
12. The Sky Moves Sideways - Phase One
13. Men Of Wood
14. Waiting
15. The Sound Of No-one Listening
16. Colourflow In Mind
17. Fuse The Sky
18. Signify II
19. Every Home Is Wired
20. Sever
21. Dark Matter
Этот двухдисковый сборник представляет собой компилляцию "старого доброго" и "лучшего нового". Точнее, на нем представлены песни под грифом "The Best Of Porcupine Tree" плюс неизданные композиции, плюс римейки. Разумеется, из всего, что было записано в период работы с лейблом Delerium (1991- 1997). Предположим, "Лучшее" все слышали, а вот если возникнет желание послушать "Неизвестное" - охотно поделюсь.
_______________
Warszawa
2004
1. Even Less
2. Slave Called Shiver
3. Shesmovedon
4. Last Chance to Evacuate Planet Earth...
5. Lightbulb Sun
6. Russia on Ice
7. Where We Would Be
8. Hatesong
9. Stop Swimming
10. Voyage 34
11. Signify
У меня его нет.
__________________
Deadwing * * *
2005
1.Deadwing
2 Shallow
3.Lazarus
4.Halo
5.Arriving Somewhere but not Here
6.Mellotron Scratch
7.Open Car
8.The Start of Something Beautiful
9.Glass Arm Chattering
Прошедшая, убитая, разочаровавшая любовь, как известно, приносит не только обугленную дыру между ребер, но и творческий кризис. Если, скажем, в период записи In Absentia Уилсон переживал сильные и светлые душевные чувства, то в работе над следующим, то есть последним, альбомом.... Нет, это ни в коем случае не провал. Сильный и зрелый прогрессив-рок, частыми моментами отходящий в сталь прог-металла, изрядно нашумевший и самый коммерчески успешный альбом группы.. Но он меня, признаться, не очень впечатлил.
И тем не менее, я страшно благодарна группе за две бесспорные жемчужины альбома - Start Of Something Beautiful и Open Car. Парадокс, но превзойти эти шедевры могла бы Arriving Somewhere:, не будь она такой затянутой. Cовершенно непонятно, ради чего затянута, утяжелена и напичкана риффами. Почем зря только смазано изумительное начало песни:
Never stop the car on a drive in the dark.
Never look for the truth in your mother's eyes.
Never trust the sound of rain upon a river rushing through your ears -
Arriving somewhere
but not here...
Ладно, ругани сегодня не будет.
Ash-M