1. Дилижанс (1939) Stagecoach. Реж. Джон Форд. Праотец и праматерь всех ковбойских приключений, лучший вестерн из всех снятых.
Шел по дикой прерии дилижанс, в нем сидели благородные люди из общества и всякое отребье. Вопрос: кто явит себя героем, а кто нет, когда придет беда. Погоня свирепых апачей за дилижансом по долине Юты и чудесное избавление в виде кавалерии из-за холмов сделали фильм классикой и определили дальнейшее развитие жанра на десятилетия. Звездная роль молодого Джона Уэйна.
2. Красная Река (1948) Red River. Реж. Говард Хоукс. Ночная песня погонщиков скота.
Жесткий и суровый скотовод гонит огромное стадо на север для продажи, укрощая всех и вся кроме собственного сына. Оба правы, оба честны, но побеждает в итоге один. Мастерски переданный конфликт старого авторитарного и молодого демократичного Запада, необходимая интрига и приключения делают фильм похожим на выдержанное виски: идёт так же легко и оставляет приятное послевкусие.
3. Ровно в полдень (1952) High Noon. Реж. Фред Циннеман. Драма одиночки.
Мощнейший психологический вестерн: невыносимое ожидание прибытия полуденного поезда с бандитами и гимн стойкости духа усталого пожилого шерифа, от которого трусливо отвернулись все, кого он защищал. Фильм снят почти в реальном времени, последний кадр стал классикой - жестяная звезда летит в пыль в знак презрения. Второй "Оскар" Гари Купера.
4. Шейн (1952) Shane. Реж. Джордж Стивенс. Вестерн в его абсолюте.
Загадочный незнакомец Шейн появляется из ниоткуда и уезжает в никуда, успевая помочь несправедливо обиженным и навсегда остаться легендой для подрастающего поколения. Попытка зажить мирной жизнью провалилась: от судьбы не уйдешь, себя не переделаешь - вольный стрелок всегда будет чужим в посконном мире фермеров, его время уходит, а вместе с ним уходит Великая Эпоха.
5. Великолепная Семерка (1960) The Magnificent Seven. Реж. Джон Стёрджесс. Любимый вестерн советской молодежи.
Неслабая гоп-компания профессиональных искателей приключений нанимается за гроши помочь мексиканским колхозникам утихомирить разбушевавшихся рэкетиров. Как и положено, враг повержен, нас осталось мало, крестьяне выигрывают, а выжившие уезжают не дождавшись слов благодарности. "Семь самураев" по-американски на удивление не уступают оригиналу.
6. Человек который убил Либерти Вэланса (1962) The Man Who Shot Liberty Valance. Реж. Джон Форд. Как изменялся старый Запад.
После крутых парней приходит время гуманитариев-всезнаек, которые не умеют стрелять, зато назубок знают законы. Человек, прикончивший злодея, достоин быть сенатором и жить всю жизнь с этой легендой, зная что на самом деле нужный выстрел сделал тот, кто предпочел безвестность, а потом умер, не в силах видеть то как, бескрайняя вольная земля превращается в ухоженный газон. Печальный фильм великого мастера
7. Эльдорадо (1966) El Dorado. Реж. Говард Хоукс. Сердце горит оттого, что дружба превыше всего.
Авто-римейк "Рио Браво", но не в пример смешнее. Вольный стрелок, старик-охотник и юнец-игрок сообща помогают шерифу-алкоголику навести в городе закон и порядок. Снег, зной и дождь проливной не имеют значения, когда мои друзья со мной, потому что моральное возрождение неизбежно. Простой и очень симпатичный вестерн, образец того что такое хорошо и что такое плохо.
8. Хороший, Плохой, Злой (1966) Il buono, il brutto, il cattivo. Реж. Серджио Леоне. Классика спагетти-вестерна.
Есть люди которые играют честно, а есть те кто выигрывает. Каждый против каждого: три искателя удачи кочуют по Западу во время Гражданской войны, охотясь за золотом южан. Финальная сцена перестрелки на главной улице заменена дуэлью на троих на огромном кладбище под нервную музыку Морриконе. Хладнокровный прищур Клинта Иствуда крупным планом и пародия на хэппи-энд.
9. Дикая Банда (1969) The Wild Bunch. Реж. Сэм Пекинпа. Фантастически красивый эталон насилия.
Компания циничных негодяев, связывается с контрабандой оружия мексиканцам во время тамошней гражданской войны. Неприкаянные и лишние в мире автомобилей и ручных пулеметов, последние герои бесшабашной вольницы устраивают себе роскошный отход в мир иной, угробив несчетное количество противников. Мы жили в грязи, наши души черны, но ушли мы как настоящие мужики.
10. Скачущие издалека (1980) The Long Riders. Реж. Уолтер Хилл. Семейный портрет на лоне природы.
Братья актеры играют братьев бандитов. Очередная версия жизни и времен братьев Джеймсов сотоварищи. Красиво показанная нелегкая жизнь грабителей поездов и банков: погони, стрельба, мирный очаг, дружба, любовь, верность и предательство. Одна из последних великих скачек по зеленым холмам Запада. Учебник по конным трюкам и операторскому искусству: лучшая в мировом кино сцена налета на банк.
Лучшие вестерны всех времен
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться126-06-2008 00:26:28
Поделиться226-06-2008 00:30:01
Собираем фильмотеку со Стасом Тыркиным.
Автор:
«Насколько мне известно, американцы не дали миру ни одной оригинальной формы искусства, кроме вестерна и джаза», - сказал как-то великий Клинт Иствуд, чье имя не раз встретится ниже. Вестерн (как и мюзикл) не раз хоронили, но с каждым удачным новым фильмом жанр оживает, словно его изобрели вчера, а не 104 года назад.
Первый вестерн был снят в 1903 году и назывался он «Большое ограбление поезда». С тех пор исследователи не могут определить родовые его черты. Понятно только, что вестерн активно менялся во времени и пространстве. И эти кардинальные изменения легко проследить по фильмам из нашего списка.
«Дилижанс» (1939)
Режиссер - Джон Форд
В ролях: Джон Уэйн, Клэр Тревор
Мы могли бы перечислить здесь все фильмы великого Джона Форда и тем самым выполнили бы поставленную задачу. Но, отослав к ним просвещенного читателя-зрителя, ограничимся этой легендарной картиной. Сюжет ленты, во многом создавшей жанр вестерна, очень прост: полный разношерстных персонажей дилижанс становится объектом нападения со стороны бандитов и индейцев.
«Дестри снова в седле» (1939)
Режиссер - Джордж Маршал
В ролях: Джеймс Стюарт, Марлен Дитрих
Городишко на пыльном американском западе стонет от беспредела и беззакония, но - чу! - сюда уже скачет на всех парах новый бравый шериф Дестри (Стюарт). Привыкший в любых ситуациях обходиться без оружия, он, можете не сомневаться, наведет здесь порядок. И Марлен Дитрих сможет без ущерба для своей репутации взобраться на стойку бара и треснутым голосом прошуршать мимо нот популярную песню тех лет «Посмотрим, чем занимаются мальчики в соседней комнате»...
«Ровно в полдень» (1952)
Режиссер - Фрэд Циннеман
В ролях: Гэри Купер, Грейс Келли
Эпохальный вестерн, чье действие разворачивается «в реальном времени» в течение коротких 84 минут. Брошенный всеми шериф вместо свадьбы и ухода на пенсию вынужден противостоять четырем убийцам, напавшим на вверенный ему городишко.
«7 самураев» (1954)
Режиссер - Акира Куросава
В ролях: Тоширо Мифуне, Такаши Шимура
Снимая свой немеркнущий шедевр о самурайских разборках в японской деревушке XVI века, великий Куросава находился под сильным влиянием краеугольных вестернов Джона Форда. Все же американские и итальянские вестерны после выхода «7 самураев» делались с обязательной на них оглядкой (и отнюдь не только «Великолепная семерка»).
«Рио Браво» (1959)
Режиссер - Хауард Хоукс
В ролях: Джон Уэйн, Дин Мартин
Шериф пограничного техасского городка (бравый Джон Уэйн) принимается за расследование жестокого убийства. Разыскав преступника и засадив его под арест, он дожидается скорого пришествия справедливости. Долго же ему ждать: шайка волков-наемников решает взять неподкупного измором и во что бы то ни стало освободить убийцу. По мотивам классической картины Хоукса снято бесчисленное количество вариаций, в том числе «Нападение на Участок № 13» Джона Карпентера. Был у нее и сиквел - «Эльдорадо».
«Хороший, плохой, злой» (1966)
Режиссер - Серджо Леоне
В ролях: Клинт Иствуд, Эли Уоллах, Ли ван Клифф
«Леоне вбил в свои ленты все, что было достигнуто американским вестерном... Каждый его фильм - своего рода антология обворованного им американского кино... он вообще «творчески переработал» опыт всего мирового кино: некоторые находят в его лентах даже влияние японских самурайских фильмов», - обличал одну из икон кино ХХ века один из застойных советских кинокритиков. По нашему же скромному мнению, все минусы следует исправить на плюсы. Стильный нигилизм Леоне, его широкая, «оперная» режиссура надолго оживили регулярно впадающий в кому жанр. Завершение легендарной трилогии Леоне с Иствудом в роли Человека без Имени - лучшая, самая виртуозная ее часть.
«Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969)
Режиссер - Джордж Рой Хилл
В ролях: Пол Ньюман, Роберт Редфорд
Полный аромата 60-х лирический вестерн о двух легендарных ковбоях Америки, живших, друживших и любивших как «на последнем дыхании». Уходящая натура схвачена поэтическим взглядом одного из классиков Голливуда 60 - 70-х годов.
«Дикая банда» (1969)
Режиссер - Сэм Пекинпа
В ролях: Уильям Холден, Эрнест Боргнин
Пожилые преступники образца 1913 года решают уйти на пенсию, напоследок хорошенько подебоширив. Знаменитый «ревизионистский вестерн» от одного из главных мастеров жанра, чьи открытия (в частности, замедленная демонстрация насилия) были впоследствии пущены на поток.
«Наемный работник» (1971)
Режиссер - Питер Фонда
В ролях: Питер Фонда, Уоррен Оутс
Недооцененный, полузабытый, изумительно снятый поэтический вестерн (оригинальное название - Hired Hand) был заново открыт лет 6 назад на фестивале в Венеции. И вправду нельзя допустить, чтобы мир забыл о такой жемчужине.
«Буффало Билл и индейцы» (1976)
Режиссер - Роберт Олтман
В ролях: Пол Ньюман, Харви Кейтель, Джеральдин Чаплин
Согласно фольклору Буффало Билл был легендарный охотник на бизонов, актер и кумир наивных женщин, населявших Дикий Запад в позапрошлый век. В трактовке ироничного Олтмана Буффало был обычный шарлатан, не без некоторого, впрочем, обаяния и шарма. Блистательный актерский состав, как всегда, у Олтмана не скован жесткими рамками режиссерской воли.
«Танцы с волками» (1990)
Режиссер - Кевин Костнер
В ролях: Кевин Костнер, Мэри МакДоннел
По выходе этой картины («Оскары» за лучший фильм, режиссуру, сценарий и т. д.) знаменитая американская критикесса Полин Кейл сказала: «У Костнера индейские перья не только в волосах, но и в мозгу!» В своем непревзойденном шедевре Кевин играет бравого солдата армии США образца 1870 года, которому за храбрость в бою позволено выбрать свой следующий пункт назначения. Он выбирает Дикий Запад, задним умом современного человека отдавая себе отчет в том, что он скоро исчезнет.
«Непрощенный» (1992)
Режиссер - Клинт Иствуд
В ролях: Клинт Иствуд, Джин Хэкмэн, Морган Фримэн, Ричард Харрис
Добрую треть «Непрощенного» славный герой вестернов пасет свиней и - что раньше было совершенно немыслимо - не держит в руках никакого оружия. По старой памяти его нанимают для расправы над жлобами, сильно порезавшими некую проститутку. Надо ли говорить, что только досыта надемонстрировав свою немощь, Клинт решает наконец взяться за ум и обнаруживает-таки порох в потасканных пороховницах. Тогда, перестреляв всех возможных врагов, он обратится в зловещую темноту с предложением по высшему классу обслужить случайно необслуженного клиента, а именно: убить его самого, его жену, детей и, если живы, родителей, поджечь дом, а заодно и весь город.
«Мертвец» (1995)
Режиссер -Джим Джармуш
В ролях: Джонни Депп, Гэбриэл Бирн
Повстречав на своем пути индейца по имени Никто, бухгалтер с именем поэта Уильяма Блейка пускается в эзотерическое путешествие навстречу смерти-освобождению. Великолепная картина Джармуша перевела жанр вестерна в другое, духовное, измерение.
«Горбатая гора» (2004)
Режиссер - Анг Ли
В ролях: Хит Леджер, Джейк Джилленхол
Фильм Анга Ли смело перевернул миф о ковбоях как о бесстрашных укротителях диких коней и дамских сердец и удостоился многих «оскаровских» почестей по одной - но какой! - причине: режиссеру удалось сделать так, что его зрителям с какого-то момента становится не важно то обстоятельство, что оба влюбленных носят штаны (притом ковбойские, подчеркивающие мужскую сущность).
«Предложение» (2005)
Режиссер - Джон Хилкоут
В ролях: Гай Пирс, Дэнни Хьюстон, Эмили Уотсон
По плану шерифа один из пойманных им преступников должен найти и убить... своего старшего брата, знаменитого насильника и убийцу. Иначе он прикажет повесить их младшего брата. Знаменитый рокер Ник Кейв сочинил сценарий и музыку к этому умному и очень жестокому «антивестерну» если не кинематографической выразительностью, то уровнем цинизма, не уступающим знаменитым картинам Леоне.
ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «КП»
Мы попросили читателей составить свой рейтинг вестернов. Вот первая пятерка:
«Хороший, плохой, злой»
«Великолепная семерка»
«Золото Маккены»
«Джанго»
«Однажды на Диком Западе»
Поделиться326-06-2008 00:33:23
Есть список "10 лучших вестернов", составленный в США лучшими специалистами в этой области....а также список "Лучшие американские вестерны"(включает в себя 20 лент), составленный Стивеном С.Эрли, крупнейшим американским кинокритиком, профессором киноведения, автором книг по истории жанра....список "30 великих вестернов".....список "Лучшие 50 вестернов", составленный путём голосования пользователей сайта "IMDB" (примерно 400 тысяч проголосовавших)....Всего во всех четырёх списках названо 67 фильмов. Семь из них присутствуют во всех четырёх. Это и есть лучшие вестерны всех времён ("Дилижанс", "В поисках" и "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" - все три режиссёра Джона Форда, "Шейн" Джорджа Стивенса, "В самый полдень" Фреда Циннемана, "Красная река" Ховарда Хоукса, "Стрелок" Генри Кинга).....А что касается "Золота МакКены"- его нет ни в одном из списков, даже в том, который составлен пользователями интернета, а значит зрителями...Только советскому зрителю, видевшему из многих тысяч и тысяч вестернов - лишь "Великолепную семёрку" (в прокате также шли "Моя дорогая Клементина" и "В 3.10 на Юму" - и больше ничего!!!!!), могло прийти в голову назвать фильм "Золото МакКены" лучшим....
Поделиться426-06-2008 00:54:34
Японские фильмы Куросавы вдохнули новую жизнь в жанр. «Телохранитель» вдохновил Леоне на «За пригоршню долларов»: историю человека без имени, приходящего в безымянный населенный пункт, восстанавливающего справедливость и уходящего в никуда. «Семь самураев» - Стерджес, «Великолепная семерка»: группа ковбоев по никому не понятным мотивам защищает деревню. Тоже редкий случай сравнительно удачного ремейка. После его показа в СССР подростки дружно ходили в стиле Юла Бриннера и Процедура подбора героев стала едва ли не обязательной для мало-мальски заметных фильмов. Еще будут «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (сцена боя у церкви вдохновит теперь уже гонконгского режиссера ) , «Золото Маккены», фильмы Берта Ланкастера… Остро жалею, что не видел Сэма Пекинпы.
Спагетти-вестерн.
Вырос из идеи Серджо Леоне показать итальянский фильм под видом американского. Режиссером стал «Боб Робертсон», композитором – «Дэн Сэвио», играли «Джон Уэллс» (Джан Мария Волонте) и «Клинт Иствуд» (Клинт Иствуд). Первые показы «За пригоршню долларов» из-за отсутствия рекламы проходили в пустых залах, но затем совершенно неожиданно пришел успех. Удачный прокат фильма позволил Леоне пригласить еще кого-нибудь из американских актеров. Генри Фонда и Чарльз Бронсон послали незнакомого иностранца , согласился Ли Ван Клиф, из-за финансовых проблем. «На несколько долларов больше» лично мне нравятся больше, чем «За пригоршню», потому что оригинал – «Телохранителя» я видел раньше. Смотреть, зная все наперед, и говорить себе «а вот сейчас он скажет это, а сейчас–повернется и пойдет туда-то» не слишком интересно . На вырученные деньги Леоне смог пригласить уже трех американских актеров («Хороший плохой, злой»). Еще у него была грандиозная идея объединить Иствуда, Ли Ван Клифа и Уоллаха на съемках «Однажды на Диком западе» - как трех бандитов, которых пристрелил бы Чарльз Бронсон. Иствуд отказался, а жаль . Нечто подобное потом сделали французы: снять вместе Мифуне, Бронсона и Делона («Красное солнце»)– это тоже надо уметь . Из спагетти-вестернов еще знаю грустный и умный «За пригоршню динамита». Увы, кроме Леоне, фильмов других режиссеров не видел, но слышал много хорошего .Советский вестерн . Один из первых - «Тринадцать» Михаила Ромма: горстка людей, частью даже не военных, в заброшенном уголке пустыни отбивается от огромной банды. Помощи опять же ждать неоткуда. Очень сильный фильм, достойный названия классики. «Никто не хотел умирать», по сюжету и духу похожий на «Великолепную семерку». «Шестой», плагиат с нее же и «Однажды на Диком Западе» . «Поговорим, брат» - героические приключения на Дальнем Востоке. И вообще огромное количество фильмов «про революцию», где герои красиво сдували дым с револьвера и мочили беляков из пулемета на бричке. «Белое солнце пустыни» - изначально задумывался как простейший клон, м. б., поэтому фильм получился неожиданно для всех гораздо лучше по качеству. С распадом СССР жанр, как ни странно, не исчез. Достойно сняли «Волчью кровь». Еще один фильм начала 90-х, увы, не знаю названия, цитировал «Великолепную семерку» и «Безумного Макса»: деревня нанимает горстку бойцов для защиты от банды постапокалиптических байкеров. Получилось интересно.
Фильмы «про индейцев»: от того же «Дилижанса» до фильмов 90-х. А также фильмы с Гойко Митичем. Но это тема отдельного большого разговора .
О ревизионистских вестернах (которых я почти не видел) уже рассказала lois . Сам я видел только «Маккейб и миссис Миллер» (если его, конечно, можно назвать вестерном ) и «Непрощенного»: «Я убивал женщин и детей. Я убивал все, что движется и ползет. И теперь я здесь, Маленький Билл, чтобы убить тебя, за то, что ты сделала с Недом» (ЕМНИП).
Вырождение:
Не знаю уж зачем, но американцы упорно продолжают снимать фильмы типа «Быстрого и мертвого» и «Сильверадо», где нет ни одного нового кадра (прощу прощения у поклонников), а то и похуже . Что там делают хорошие актеры–непонятно . Однако же, хорошие режиссеры могут снять что-то новое: «Мертвец» Джармуша, Томми Ли Джонс тоже вот снял .Дикий Восток :
Сейчас возможно, некоторые будут ругаться , но, ИМХО, как во времена Куросавы и Леоне, обновление приходит с периферии. «Муса» и «Воины неба и земли» - по сюжету классические вестерны , как «Дилижанс» или «Тринадцать», при этом вопринимаются свежо. Китайские и корейские фильмы данного направления отличает искренность актерской игры и проработка атрибутики. Уж если убивают положительного персонажа – то так, чтобы у зрителя слезы навернулись.