Криминальная комедия "Залечь на дно в Брюгге" с Колином Фаррелом и Рэйфом Файнсом оказалая смешной трагедией про киллеров и совесть.
Залечь на дно в Брюгге /In Bruges/ (2008)
боевик / комедия
Режиссер: Мартин МакДонаф
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Рэйф Файнс, Сайэрэн Хайндз, Жереми Ренье, …
Два ирландца оказываются в Брюгге и вынуждены жить в одной комнате — все отели на Рождество забиты. Унизительно для любой пары гетеросексуальных мужчин, тем более — для пары киллеров. Но приказ есть приказ, босс отправил их в отпуск — лечь на дно и отсидеться после того, как они очень сильно наследили в последнем деле.
Кадр из фильма "Залечь на дно в Брюгге"
Старший (Брендан Глисон) чинно осматривает достопримечательности. Младший (Колин Фаррелл) воет от скуки, пока не знакомится с карликом — артхаусным режиссером, и его помощницей-красавицей, за которой немедленно начинает ухаживать. Потом, правда начальник (Файнс) поручает старшему киллеру убить младшего, а когда тот отказывается, жертвует рождественскими каникулами и едет разбираться.
Смешно, правда? Синопсис, плакат, даже трейлер к "Залечь на дно в Брюгге" выглядит так, словно их сделали для комедии в духе Тарантино и Гая Ричи. Но не верь глазам своим —это совсем другое кино. Мартин МакДонаф, молодой ирландский драматург и режиссер, дебютировал этой историей в полнометражном кино (получив несколько лет назад "Оскара" за короткометражку с Бренданом Глисоном). Вообще-то он пишет пьесы из современной жизни, заставляет героев говорить живой сочной речью с местечковыми акцентами и славится, как комедиограф, злой и наблюдательный. Это, в общем, заметно: раньше нам таких убийц не показывали.
Убийцы — обычные английские (ну хорошо, ирландские, разница не такая большая, как им бы хотелось) гопники. Съездите в отпуск в дешевый тунисский или кипрский отель, и вы их там найдете: шесть кружек пива подряд, полторы пачки сигарет в день, красная обгоревшая (в нашем случае — синеватая и промерзшая кожа) и сбитые костяшки на руках — эти люди любят подраться. Герои фильма — тоже очень простые парни, с таким же успехом могли бы работать торговыми представителями или рабочими на рыбзаводе. Они, правда, разговаривают почти исключительно матом, в среднем по одному "факу" в минуту. Ну, так в отпуске все так говорят, правда? Вот еще смешная шутка: один из убийц в какой-то момент заявляет, что любит свою работу. А что? Ездишь по всему миру, встречаешься с интересными людьми и всех их валишь, почти как у Стэнли Кубрика.
Кадр из фильма "Залечь на дно в Брюгге"
Старший все-таки поумней и слегка остепенившийся, иногда (особенно когда делать нечего, кроме как ходить в красивые готические храмы) думает о Боге и загробном воздаянии — но так, лениво. Пиарщики или телефонные сэйлсмены, наверное, тоже понимают, что попадут в ад, но не бросать же им из-за этого работу.
Все меняется, когда младший находит любовь всей жизни, а старший начинает испытывать к младшему отцовские чувства. У гопников открываются глаза и следующие примерно сутки они проживут настоящую жизнь, со страстями и самопожертовованием. И если раньше казалось, что комедия про киллеров, случайно убивших собственного осведомителя и вынужденных вычищать его мозги с заднего сиденья — верх дикости, то это неправда. Оказалось, что высокая трагедия о нравственности и страданиях, любви и самопожертвовании на примере двух наемных стволов и одного жмура — нечто гораздо более странное, хоть и не столь увлекательное.
Текст: Семен Кваша
Станислав Зельвенский cпециально для «Афиши»
Накануне Рождества двое ирландских гангстеров по приказу босса приезжают в живописный бельгийский городок Брюгге, славный каналами и музеями, чтобы спрятаться на пару недель. Старший гангстер (Глисон) любуется средневековой фламандской архитектурой и живописью, младший (Фаррелл) видел живопись в гробу и впервые оживляется, когда замечает на улице карлика. Босс (Файнс) до поры до времени материализуется лишь в виде матерных записочек и нервного голоса в телефонной трубке — но так будет не всегда.
Роль туристического, но тихого Брюгге подробно обсуждается в картине — это то ли ад, в котором грешники застревают навечно, то ли чистилище, где решается их судьба, то ли просто провинциальная дыра, где все герои волей-неволей сталкиваются по три раза на дню на ратушной площади. Или — все сразу. Относительно молодой английский драматург МакДонах снимает свой первый полный метр, а до этого была короткометражка, и он получил за нее «Оскара»: если так пойдет и дальше, кому-то определенно придется подвинуться. Можно сколько угодно рассуждать о влиянии Тарантино, например, но тут есть нюанс: МакДонах пишет диалоги… скажем мягко, не хуже Квентина. Первая половина фильма — почти абсурдистская черная комедия о том, как два ирландских хмыря бродят по городу, — только на диалогах и держится, и это какой-то праздник. «Ты поднимаешься?» — «А что там?» — «Ну вид». — «Вид чего? Вид того, что здесь? Я и так здесь». — «Ты ужасный турист, Рэй». — «Слушай, Кен, я вырос в Дублине, и я люблю Дублин. Если бы я вырос на ферме и был умственно отсталым, Брюгге впечатлил бы меня. Но я там не рос, поэтому это не так». Потом идет немного оживляжа: убийство ребенка, избиение женщины, кокаиновая оргия с карликом и шлюхами. И наконец, когда ты уже настроился гыгыкать вплоть до финала, появляется Рэйф Файнс, и «Брюгге» вдруг превращается в пронзительнейшую драму с катарсисом и всеми делами: выясняется, что герои — вовсе не Траволта и Джексон, а скорее Кейтель и Де Ниро из «Злых улиц». Словом, новый гоголь-моголь родился.