Отважная ковгерл (Стоун) принимает участие в турнире отморозков-дуэлянтов на Диком Западе (кто быстрее выхватил кольт и сразил соперника - тот и вышел в следующий круг), чтобы в решающем поединке встретиться с негодяем, из-за которого погиб ее отец.
"Быстрый и мертвый" - самый изысканный, самый маньеристский вестерн в истории кино. Долго считалось, что вестерн - жанр реалистический. Что Джон Форд или, скажем, "Великолепная семерка" - настоящее кино, а вранливые фильмы Серджо Леоне, презрительно окрещенные "спагетти-вестернами", - дешевка и дребедень. Рэйми решил доказать, что жанр настоящего современного вестерна создал именно Леоне. После "Быстрого и мертвого" лишний раз понимаешь, что вестерн - при всех его жестких канонах - самый вольный из киножанров. Наиболее игровой. Стопроцентно мужской. Самый рафинированно стильный, хореографический: фактически это балет - балет пуль. Его герои - люди абсолютной свободы, которые свободно преодолевают расстояния и свободно убивают, причем не всегда негодяев (тем они и привлекательны, ведь к свободе стремится всякий). Это древние саги на новый лад; Фолкнер, адаптированный для массового сознания. (c)
Даже притом, что фильм Сэма Рэйми провалился в прокате Северной Америки (касса — 18,6 млн. долл.) и не смог покрыть бюджетных затрат (32 млн. долл.), именно The Quick And The Dead был удостоен чести закрывать (вне конкурса) Каннский фестиваль. Рэйми, которому впервые был доверен столь внушительный бюджет, модернистски переосмыслил традиции Серджо Леоне и создал почти эталонный вестерн 1990-х. Он освежил кровь самого консервативного жанра, придав ему современный технологический лоск.
Символично, что главным героем в этом чисто мужском жанре становится женщина. И хотя данную феминизацию вестерна нельзя считать новаторской и даже оригинальной (в том же году вышел еще один женский вестерн «Плохие девчонки» Каплана, а чуть раньше был еще и стебный опус Гаса ван Сэнта «Даже девушки-ковбои иногда грустят»), фильм все же плохо соотносится с каноническими представлениями о данном жанре.
Хореографическая красота и выверенный ритм поединков при внешнем дублировании одного и того же действия не просто поддерживают сюжет, но еще и ухитряются держать зрителя в постоянном напряжении. Сохраняя необходимую норму пафоса, Рэйми в то же время нейтрализует его черным юмором, а характерный для вестернов «примитив мысли» усиливает специфической экзистенцией (герои все время находятся перед выбором между жизнью и смертью). Да и сама главная героиня с имиджем суперменши не лишена рефлексии, сомнений и простого страха, что и делает ее вполне человечной.
Кроме того, нельзя пройти мимо того факта, что именно в этом фильме одну из первых своих (причем главных) ролей сыграл на тот момент еще мало кому известный Рассел Кроу. Благодаря протекции Стоун (исполняющей здесь еще и роль продюсера), с которой его связывали тогда весьма близкие отношения, австралийскому актеру удалось засветиться в фильме категории «А». И поскольку Кроу очень даже уверенно держался в кадре, дальше уже все пошло как по маслу. До его перехода в ранг суперзвезд оставалось всего ничего.
Правда, еще стремительнее развивалась потом карьера Ди Каприо, который здесь чувствует себя также необычайно уверенно, как будто всю жизнь только в вестернах и снимался. В общем, прежде чем окончательно опутаться паутиной «Спайдермена», Рэйми проверил себя в разных жанрах, от хоррора (три части «Зловещих мертвецов») до драмы («Простой план»), и везде «заметно наследил». (c)