Жанр: приключения / драма / фэнтези
США-Великобритания-Индия, 2006 год, 117 мин
Тихо и незаметно прошёл в Волгограде фильм «Запределье» (The Fall), сеансы на который из-за отсутствия желающих даже отменялись в единственном городском кинотеатре, рискнувшем показать картину. А между тем это был второй фильм Тарсема Сингха, снявшего в 2000 году знаменитую «Клетку» (The Cell).
Нарисовав в своём первом фильме «Клетка» завораживающе-отталкивающую картину глубин подсознания маньяка, Тарсем Сингх в своей второй полнометражной работе, переведённой у нас как «Запределье» (на самом деле, как мне кажется, перевод должен звучать как «Падение»), нарисовал завораживающе-трогательную картину детских фантазий, адаптирующих реальность под себя. По сути «Запределье» — это чудеснейшая сложносочиненная сказка для зрителей всех возрастов, способных фантазировать вместе с режиссёром. Ближе всего из последних фильмов «Запределье» соотносится с «Лабиринтом Фавна» Гильермо Дель Торо (и время примерно то же, и главная героиня — девочка, пропадающая в своих фантазиях), однако Тарсем (в титрах его имя пишется без фамилии) обошёлся без жутковатого сказочного и бытового натурализма.
Режиссёр ярко рассказывает историю каскадёра Роя, после рискованного неудачного трюка прикованного к больничной койке, и маленькой девочки Александрии, сломавшей во время сбора апельсинов руку, лежащей в той же больнице, что и Рой, и приходящей к нему каждый день за продолжением сказки, сочиняемой взрослым на ходу. Режиссёр просто виртуозно совмещает два пласта повествования, сказочный и реальный, которые весь фильм перетекают друг в друга, отчего, к примеру, врач в спецодежде из рентген-кабинета становится прислужником злодея и наоборот (да и все фантастические герои имеют прототипов в реальности, что окружают рассказчика и его благодарную слушательницу). Причём зритель одновременно может наблюдать два мира, взрослый и детский, которые, сталкиваясь, приводят почти к трагическим последствиям.
Фантастический пласт повествования — это практически один роскошный видеоклип (о визуальной стороне чуть ниже), снятый с изрядной долей иронии. Во время показа сказочной реальности рассказчик Рой как бы превращается в режиссёра, а Александрия — в требовательного зрителя, не любящего истории про пиратов, зато благосклонно относящегося к историям про разбойников (то бишь толком не знающего, что хочет смотреть) и требующего всё новых и новых приключений со счастливым концом. Творимая на глазах у зрителей легенда а-ля голливудская дурацкая сказочка создаётся из набора штампов, сразу комментируется слушателем и снабжена порцией издевательства и пародий, отчего смотрится достаточно весело. Особенно радует, когда рассказчик на ходу «забывает» какие-то подробности или страдает приступом излишеств, а Александрия или кто-то другой обращают на это внимание. Смысловая часть этой фантастической части «Запределья», возможно, и менее безумна, нежели в «Клетке», однако тоже может поспособствовать закипанию мозга: здесь и беглый раб в рогатом шлеме, и отпочковывающийся от дерева чумазый шаман, и массы клонированных злодейских фигур в чёрном, издающих собачий лай, и Чарльз Дарвин, путешествующий по миру в шубе, раскрашенной как бабочка, и говорящий с ручной обезьянкой, и водоплавающий слон, и гигантская кибитка, приводящаяся в движение сотнями рабов, и очень-очень много чего ещё, рождающегося в совместном взросло-детском воображении. Главное — не принимать всерьёз всей этой вакханалии красок и героев (а то попадаются отзывы, что фильм насыщен бессмысленными эпизодами), а развлекаться вслед за режиссёром, так как основные авторские идеи всё равно содержатся в реалистической части повествования.
«Запределье» — это двухчасовое визуальное пиршество, что, в принципе, и можно было ожидать от такого перфекциониста, как Тарсем. Картина начинается с роскошного черно-белого мини-шедевра, снятого исключительно в рапиде — пролога всей истории, который уже является по сути отдельным фильмом. Дальше режиссёр предлагает потрясающий коктейль из отличной стилизации под зажиточные американские годы первой половины двадцатого века и безумно яркой по цветовой гамме, отчасти даже вычурной фантастической истории. В этот коктейль подмешивает новый «вкус» в виде еще одного мини-шедевра, теперь мультипликационного (с помощью кукольной анимации мы видим, как ребёнок переносит операцию и боль), а заканчивает иронией в отношении великой иллюзии кино. Вместе с Тарсемом зритель в режиме клипа пронесётся по всем континентам, станет свидетелем различных световых эффектов, порадуется череде эффектнейших кадров, причём с каждого хоть картину пиши. Если в «Клетке» режиссёр визуализировал подсознание маньяка, предлагая подчас извращенные картинки, то в «Запределье» он устраивает настоящий праздник для глаз, показывая, как красива может быть наша планета и люди, её населяющие. Даже небольшая частичка печального окончания выдуманной истории выполнена эстетски.
Однако за внешними красотами режиссёр не забывает и о смысле. Обе истории, каскадера Роя и девочки Александры, получают достойное развитие, отчего следить за ними интересно. И если история взрослого человека достаточно понятна и оттого предсказуема, то насыщенная множеством таких важных с точки зрения малыша событий жизнь девчушки покоряет и не даёт оторваться от экрана. Вообще, главное чудо фильма — это Катинка Унтару, исполнившая роль Александрии. Трогательная толстенькая девочка абсолютно непосредственно ведёт себя перед камерой и тем самым на сто, если ни на двести процентов правдива и органична в своей роли. Вслед за очаровательной беззубой Катинкой можно заново пережить процесс познавания мира: лизнуть глыбу льда, попробовать на зуб ткань, украсть облатку и поделиться ею с другом, насобирать целую шкатулку ненужных вещей, которые будут казаться сокровищами, дико расстроиться из-за выдуманных героев и совершить еще кучу всяких мелочей. Именно Катинка своим присутствием в кадре и постоянным комментированием и адаптацией мира делает фильм не просто добрым, а запредельно добрым и душевным.
С точки зрения проработки сценария «Запределье» — практически идеален: несмотря на мозаичную структуру, всё в фильме чётко и понятно (если не отвлекаться и внимательно смотреть). Единственное, на что можно попенять — в фильме несколько кульминаций, отчего под конец внимание может и притупиться. Но такое излишество, думается, Тарсему можно простить — слишком многое художник хотел вместить в свою картину. И такой отлично прописанный сценарий доказывает, что нет ничего невозможного при щепетильном отношении к работе.
Фильм Тарсема Сингха «Запределье» — эффектная чудесная сказка, добрая, душевная и трогательная, заставляющая на два часа погрузиться в другой мир.
Любите хорошее кино! (с)
Отредактировано Icanseeyourhousefromhere (25-02-2008 00:00:21)