ВОЗМОЖНА ЛИ «РОК-ПРОПОВЕДЬ» ПРАВОСЛАВИЯ?
Диакон Андрей Кураев
Основным вопросом, вызвавшим оживленную дискуссию в ходе работы секции «Церковь и молодежная субкультура» на XIV Международных Рождественских чтениях, был вопрос о возможности использования в миссионерских целях субкультуры, не вызовет ли ее использование обратного движения молодежи от Церкви? Дискуссия свелась к обсуждению возможности проповеди духовенства на рок-концертах, к чему такая проповедь приводит сейчас и может привести в дальнейшем? Вопрос действительно актуальный, так как в Церкви есть духовенство, которое занимается проповедью на рок концертах (диакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко)), а отношение к такому виду проповеди очень неоднозначное. Кто-то считает, что эта проповедь ведется на одном языке с молодежью и поможет молодому поколению задуматься о Боге, а кто-то уверен, что для Церкви такой вид проповеди неприемлем. Высказывались мнения и «за», и «против», равнодушных в этом вопросе не было.
Спор шел о том, как ритмы влияют на человека. Правда, на эту тему пока не проведено ни одного серьезного научного медицинского исследования. Эксперименты проводились на мышах, и выяснилось, что ритмичные и аритмичные системы влияют на них по-разному. Было отмечено, что влияние музыкальных ритмов на человека в разные периоды вызывает разную реакцию, а также различные реакции возникают на знакомые и незнакомые ритмы, поэтому пока свести все в единую систему нельзя. Один из участников, Истомин Игорь Александрович, профессор РАМ им. Гнесиных, отметил, что ритм способен организовывать людей. Бурлацкие рабочие припевы помогали бурлакам тянуть баркас.
Мэрлин Мэнсон
Значим вопрос о сатанизме в текстах рок-музыки. Книги, которые доказывают, что в текстах рок-песен используются определенные лингвистические конструкции, лежат на прилавках православных книжных магазинов. Первым человеком, который заговорил о сатанинских текстах, был аббат Роженбаль, он утверждал, что, если проиграть ряд песен известных рок-групп задом наперед, можно услышать сатанинские тексты. О. Андрей Кураев заметил, что музыку задом наперед никто не слушает, да и в принципе компетенцию аббата Роженбаля в этом вопросе можно поставить под сомнение. Если прокрутить музыку в обратном порядке, «сатанинские тексты» можно якобы усмотреть в музыкальных произведениях групп «AC7DC», «BLACK SABBATH», «Революция №9», у исполнителей Мэрлина Мэнсона и Оззи Осборна и др. Однако отвергать использование в рок-музыке оккультных ритмов нельзя – они действительно существуют, и это пришло из темной «христианской» музыки Gospel. Экстаз, который возникал при прослушивании песен, заимствован из харизматических служб пятидесятников. Нельзя утверждать, что вся рок-музыка содержит в себе сатанинские тексты, но «творчество» и поведение некоторых рок-певцов не вызывает сомнения в том, что они прибегают к сатанизму в своих песнях и выступлениях.
В докладе Станислава Бартенева, руководителя рок-группы, говорилось, что ритм есть везде и даже в церковных песнопениях и в общем без ритма музыка становится неинтересной, и что все хорошо в меру.
Иерей Максим Первозванский
Священник Максим Первозванский выступил с докладом, посвященным работе с молодежью. Он высказал теорию в отношении разделения музыки: «Есть небесная музыка, которую человек слышал в раю, есть музыка тварная, есть музыка, которой пользуются темные силы». В отношении проповеди священника на рок-концертах, о. Максим привел пример из древней традиции проведения русской свадьбы: «священник приглашался на брачный пир, но после начала танцев священник должен удалиться». Церковь не принимала участия в увеселениях и танцах, даже не высказывала одобрение или благословение их через свое присутствие, но открыто не осуждала их.
В современной практике мы видим и факт, что греческие монахи организовали рок-группу. Здесь можно столкнуться с двоякой проблемой: 1. православные видят в этом несоответствие монашескому делу; 2. люди маловоцерковленные видят в этом одобрение и даже некую поддержку рока в глазах Церкви (хотя предстоятель Элладской церкви не одобрил это «явление» и распорядился прекратить концертную деятельность группы). Отец Максим привел пример: «Еще несколько лет тому назад в школах пытались начать преподавать уроки полового воспитания. Аргумент был такой: дети и так узнают об этом в подворотнях, так пусть лучше они об этом узнают в школе под контролем взрослых, на что можно возразить: дети узнают об этом в подворотне и знают, что это «подворотня»! ». Так и в этом случае: молодежь слушает рок-музыку – но она не должна видеть в этом одобрение Церкви.
Игумен Сергий (Рыбко)
Игумен Сергий (Рыбко) выступил с докладом «Музыка в миссионерской деятельности». Отец Сергий давно занимается работой с молодежью и иногда проповедует на рок-концертах и в клубах, а также организовал клуб, в котором собирается молодежь и проходят выступления молодых рок-групп. Отец Сергий отметил, что в его клубе не продают спиртное – кроме пива (!). Там же он проводит с ними беседы о Боге и Церкви. Надо заметить, сам отец Сергий, по его словам, иногда на рок-концерте чувствует себя как среди дикарей. Он считает, что «рок-музыканты» не сатанисты, а нормальные люди, многие из которых верующие. В отношении влияния рок-музыки на подсознание, он сказал: «Любое искусство имеет влияние на подсознание человека».
На форуме было высказано еще одно интересное мнение, что рок-музыка – ступень к богопознанию. Многие из присутствующих были с этим не согласны. Так, Истомин Игорь Александрович сказал: «Церковные песнопения формируют в человеке тихое, молитвенное отношение к Богу, а через динамики и усилители такая молитва становится требованием!» (реплика вызвала аплодисменты). В отношении того, возможен ли приход человека к Богу через рок-музыку, Игорь Александрович сказал: «Человек может прийти к Богу вопреки рок-музыке!».
По вопросу взаимоотношения православной культуры и молодежной субкультуры высказался Кремень Владимир Иосифович, сотрудник Гостелерадио: «Заигрывание православия с субкультурой не идет на пользу, и молодежь способна начать не уважать Церковь. Существует опасность, что Церковь станет «мирской». Теряется некая граница, и мы рискуем тем, что «Православие может стать одной из форм религии», а в целом сближение православной и субкультуры – путь в тупик».
Однако диакон Андрей Кураев в своем выступлении подчеркнул: «Никто не собирается приносить рок-музыку в храм, но в церковном дворике можно и нужно вести эксперименты, важно также признавать право на ошибку». «Эксперименты» и «право на ошибку» — это хорошо, но уместно ли проводить этот эксперимент с целым поколением? Такой «эксперимент» может отвратить или воспитать неправильное отношение к вере. С нашей точки зрения, права на ошибку в данном вопросе нет, так как ставка очень высока. В отношении того, что это может привести в церковный дворик наркотики и аморальное поведение, отец Андрей заметил, что готов стать «изолятором», который не пропустит все это. Может ли один человек сдержать такой напор? Конечно, если посредством такой проповеди, человек будет приходить к Богу осознанно, он сам откажется от наркотиков, но если люди войдут в «церковный дворик» «за компанию», неосознанно, может произойти катастрофа.
Многие из присутствующих на форуме высказали свое негативное отношение к рок-проповеди Православия. Многие могут задаться вопросом: «А нельзя ли проповедовать молодежи как-то иначе?». В качестве альтернативного варианта проповеди современной молодежи священник Андрей Близнюк рассказал о своих миссионерских поездках, он объездил Россию от Подмосковья до Соловков, от Пермской области до Якутии и Алтая.
Иерей Андрей Близнюк
Отец Андрей сказал, в современной практике можно столкнуться с таким событием, что рок-группа исполняет церковные песнопения, и он предоставил присутствующим послушать это творчество. На суд слушателям был предоставлен тропарь Рождества Христова «в современной рок-обработке» (радует то, что на вопрос «Вам понравилось?» никто в зале не ответил утвердительно). Как человек, много работающий с молодежью, отец Андрей отметил, что современной молодежи не нравится, когда священнослужители начинают «косить» под них, употребляя современный молодежный сленг, пытаясь таким образом быть к ней ближе. В своих миссионерских поездках отец Андрей активно использует современные компьютерные технологии, которые позволяют через фотографии и видеоролики показать мощь и величие Православия. Благодаря такому фото- и видеоматериалу, людям становится проще объяснить церковные таинства, устройство храма, жизнь православного христианина. Священник показал небольшие видеоролики о своих миссионерских поездках, из которых видно, что такой метод проповеди действительно возымел свое действие. Молодежь на таких миссионерских встречах начинала задавать вопросы о Боге, о вере и смысле жизни (могут ли такие вопросы возникнуть у человека на рок-концерте?). Самое главное, в процессе такой миссионерской работы не происходит смешения двух культур – православной и молодежной. У ребят есть возможность увидеть подлинную чистую православную культуру без призмы рок-культуры, которая впоследствии могла бы воспитать в них неправильное восприятие веры. Можно ли на рок-концертах сеять семена веры так, как это делает, например Тимур Ведерников, солист группы «Гроссмейстер», говоря: «Лучшим проповедником на рок-концерте может быть только сам рок-музыкант»?
Никто из выступавших не переменил своих позиций в ходе дискуссий, но многие присутствующие услышали аргументы «за» и «против» проповеди священнослужителей на рок-концертах, увидели действенную альтернативу и сделали каждый для себя свой вывод.
Многие из наших читателей не бывали никогда на рок-концертах, а те которые и посещали подобные мероприятия редко могли услышать на них слово православного миссионера, т.к. о.Андрей Кураев и о.Сергий (Рыбко) – это, пожалуй все, кто занимается подобным видом проповеди в нашей стране. Предлагаем вниманию читателей проповедь, произнесенную о.Андреем на одном из рок-концертов.
С Рождеством вас, люди! Человек тем отличается от животного, что животное просто живет, а человеку нужен повод к жизни. Как нужны поводы к тому, чтобы задействовать какую-то группу мышц, так нужны поводы душе, чтобы оживить себя, проявить. Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Не сердечная мышца болит, не левый желудочек, а душа. Болит — и своей болью доказывает, что она есть. Пока у человека не заболела почка — он и не знает, где она у него находится. Пока у человека не заболела душа — он и не подозревает о ее существовании. Пока не напрягаясь живешь вполсилы и плывешь по течению, как все, не замечаешь ни силы течения, ни своей души. Но однажды сердце ожигает мысль: «Зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек — просто покойник в отпуске? Меня не было целую вечность и потом не будет тоже вечность. И вот из этой тьмы меня отпустили на побывку. В этом ли смысл моей жизни? Это ли «все, что останется после меня»?». И тогда понимаешь: моя биография не сводится к истории моего тела, то есть в конце концов к истории моей болезни — от первого зуба до последнего инфаркта. И тогда понимаешь, что самое главное знакомство, которое может произойти в твоей жизни — это не знакомство со знаменитостью, а знакомство со своей душой: ты, оказывается, есть. Ты, моя душа, и ты, мое тело — не одно и то же. И у тебя, моя душа, есть свои поводы к радости и свои поводы к боли. Русский рок в своих лучших песнях — это болевые уколы в совесть. Это борьба за право думать, за право быть одиноким, за право выпадать из толпы и из попсы. Когда все вокруг тонет в беспросветном оптимизме, когда официальная пропаганда обещает построить коммунизм или хотя бы догнать Португалию по числу кондиционеров на душу населения — русский рок встряхивает и говорит: «А ты знаешь, Небо становится ближе». Это и есть Рождество: Небо соединилось с землей, с тобой. Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе. Рождество — это ответ на вопрос Данте: «Я поднял глаза к Небу. Чтобы увидеть — видят ли меня». Это главный вопрос в жизни человека: «Нужен ли я, любим ли я или я просто космическая плесень?». Рождество — это первый шаг к главной тайне христианства: все религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить своим богам, и только Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям. Христос пришел к вам! С Рождеством вас, люди!
Не даем никаких оценок. Судить вам, уважаемые читатели, насколько может быть действенной или вообще приемлемой подобная форма проповеди Православия.
Я уверена, что сейчас именно рок-музыка (я имею в виду только русский рок) может привести многих молодых людей в Церковь. Надо только вслушиваться и стараться понять эту музыку, а не выключать при первых же рок-аккордах. Вслушайтесь в слова песни Гребенщикова «Серебро Господа моего»: «Выше слез, выше слов, вровень с нашей тоской…» или «Я ранен светлой стрелой, меня не излечишь…». Это чувство так знакомо любому христианину – тоска по небу, по Богу. Или песни Шевчука – это же совесть русского рока: «Вперед, Христос, мы за тобой наполним небо добротой». Это, на мой взгляд, особенность времени: путь в Церковь начинается для многих с рок-концерта. И своим детям я сейчас даю слушать русский рок, чтобы сформировать у них вкус к хорошей, умной музыке, что-то вроде прививки от шансона и попсы, блатняка, который повсюду, и похотливых завываний по телевизору. А по воскресеньям мы все ходим в храм, и никакого противоречия не возникает. Русский рок в нашей семье органично существует рядом с церковным пением, колокольным звоном, книгами Достоевского, Пушкина, Чехова.
Я большой поклонник рок-музыки, но я категорически против того, чтобы проводились проповеди на рок-концертах. Это смешно! Большинство ходит на концерты даже таких групп, как «ДДТ» и «Алиса», чтобы развлекаться, но не слушать умные речи. Представьте себя на месте посетителя такого концерта. Он не воцерковлен, перед этим он выпил, быть может, даже изрядно, он хочет двигаться, общаться с друзьями, знакомиться с девушками и т. п. А тут на сцену выходит священник. Сначала, наверно, он подумает, что это шутка, организованная музыкантами, но, убедившись, что это не так он будет в шоке: «Священник на рок-концерте?! Как это?! Ха-ха!» Господа, давайте не путать «божий дар с яичницей», такая практика не прибавит числа верующих, она лишь усугубит недоверие невоцерковленных людей к Русской Православной Церкви. К тому же Церковь начнут критиковать и те люди, которые традиционно против рок-музыки. Проповеди на рок-концертах приведут только к дискредитации Церкви в глазах многих людей. Так что не надо забивать этим голову. У Русской Православной Церкви есть еще множество и других, еще более важных проблем.
Сам занимаюсь рок-музыкой в течение пятнадцати лет и всегда использовал возможность обращения к публике именно с целью пробудить интерес к богопознанию, к размышлениям о смысле и цели жизни человеческой. Музыка была далеко не классическая – сибирский панк-рок, но содержание превалировало над формой, и тем, кто слушал песни, был важен их смысл, а не то, какие ноты при этом были сыграны.
Проповедь христианства возможна на концертах очень немногих групп: «Алиса», «Чёрный Кофе», «ДДТ»… Больше назвать не могу. Эти команды открыто говорят: мы в Христа верим, и вам того же желаем, ребятушки!
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060223102118
http://www.pravoslavie.ru/polemika/070202095910
Дурдом, короче говоря.